Статьи Ури Авнери 

КИСЛЫЕ ОГУРЦЫ


Отчаяние и уныние - роскошь, которую мы не можем себе позволить. Мы должны возобновить борьбу с надеждой и уверенностью в своих силах.

АЛИЛЛУЙА! Наконец-то нашлась точка, в которой я согласен с Биньямином Нетаньяху. В самом деле, согласен!

В этот понедельник [23.10.2017] Кнессет собрался на зимнюю сессию после долгих (и благословенных) каникул. По такому случаю президента страны и премьер-министра приглашают выступить. Всеобщее ликование!

Но не на этот раз.

Сидящий рядом со Спикером, Президент Израиля, Реувен Ривлин, произнес речь, беспрецедентную во всех отношениях. Он набросился на возглавляемую «Ликудом» правительственную коалицию и обвинил ее в подрыве верховенства закона, власти Генерального прокурора и полиции.

Президент ни с какой стороны не левак. Он принадлежит к национально-правым. Идейно - он за «неделимую Эрец-Исраэль». Он член «Ликуда».

Чтобы понять его, нужно обратиться к Владимиру Жаботинскому, основавшему в 1920 году «Ревизионистскую партию», предшественницу правых сионистов. Жаботинский родился и провел молодые годы в Одессе, входившей в царскую империю, но учился в Италии, где еще в умах был жив дух Рисорджименто - смесь крайнего национализма с безбрежным либерализмом, и Жаботинский проникся этим духом.

Портрет Жаботинского висит в каждом кабинете «Ликуда», но его учение давно позабыто членами этой партии, за исключением ветеранов, вроде 78-летнего Ривлина. Он родился, когда разразилась Вторая мировая война и относится к особой группе людей: потомкам восточноевропейских евреев, переселившихся в Палестину задолго до рождения сионизма. Его отец был знатоком арабской культуры.

Ривлин - один из самых приятных известных мне людей. Он нравится всем. Точнее, всем, кроме Нетаньяху, который с редкой прозорливостью возражал против его номинации.

НЕТАНЬЯХУ выслушал выступление Ривлина с каменным лицом. Потом он поднялся, чтобы сказать свою речь - приготовленную задолго до сессии, но которая прозвучала так, будто Ривлин был знаком с ней до того, как стал готовить свое выступление.

Премьер-министр атаковал Верховный Суд, Генерального прокурора, Начальника полиции, СМИ и левых, будто все они собрались на тайное совещание, готовящее его свержение. Это было весьма удивительно, потому что и Генеральный прокурор, и Начальник полиции были выбраны им самим. По его словам, все они плетут коварную интригу, чтобы сместить его, устроив путч с участием полицейских следователей и обвинителей по уголовным делам. Частые утечки информации об этих расследованиях, широко публикуемые СМИ, были - по словам Нетаньяху - частью этого заговора.

И в самом деле, общество хорошо информировано об этих расследованиях, одно из которых касается дорогих подарков, преподносимых мультимиллионерами Нетаньяху, который и сам не беден. В числе подарков были дорогие сигары, почему расследование о коррупции получило название «сигарного дела».

Те же и другие миллионеры щедро одаривали Сару, крайне непопулярную супругу Нетаньяху. Ей преподносили розовое шампанское, и поэтому расследование получило название «дела розового шампанского».

Но это пустячки в сравнении с надвигающейся на Нетаньяху грозной тучей под названием «дело о подводных лодках». Оно относится к приобретению у германской верфи подводных лодок и надводных судов. Германские производители вооружений известны большими взятками главам отсталых стран, и поэтому никого не удивили слухи о десятках миллионов евро, которые были уплачены израильским политикам, адмиралам и посредникам. Но где остановился этот поток евро по пути к вершинам?

РЕАКЦИЯ Нетаньяху говорит громче слухов. Уже отошли на второй план его наваждения об иранской бомбе, ужасах Хизбаллы и даже израильских леваках-изменниках. Теперь не до них.

Для нейтрализации интриганов Нетаньяху и его приспешники предложили простое решение: примем «Французский закон». Теперь на это, в ущерб всему прочему, направлены усилия израильского правительства и партии «Ликуд». Просто и ясно: никакие уголовные расследования и преследования не будут предприниматься против «действующего премьер-министра».

На первый взгляд, какой-то смысл в этом есть. Наш премьер-министр должен заниматься государственными делами, готовиться к следующей войне (она всегда на горизонте) и содействовать экономическому росту - все эти функции пострадают, если он будет занят десятком уголовных дел. Но, если подумать, получается, что на высшей государственной должности - а это должность премьер-министра - может находиться уголовный преступник, и он, только он во всей стране, будет свободен от расследований.

Правда, в соответствии с этим законом, расследования будут лишь приостановлены до тех пор, пока премьер-министр вновь не станет обычным гражданином. Но Нетаньяху исполняет свою четвертую четырехгодичную каденцию, и есть все признаки того, что он может получить и 5-ю, и 6-ю и 7-ю, если Всевышний - да святится имя Его - соответственно продлит его жизнь.

Ни у какого другого лидера в демократическом мире нет такой привилегии, кроме одного. Ее предоставляет своему президенту «Французский закон» - но здесь большая разница. Этот закон действительно защищает от преследований на время нахождения в должности президента, но не премьер-министра. Также, и в этом тоже большая разница, президент Франции может находиться в должности не более двух каденций, а, значит, отсрочка не столь уж велика.

В ЭТОТ момент вся правительственная машина направлена на то, чтобы превратить это правовое чудище в закон.

Некоторые из партнеров «Ликуда» по коалиции заартачились. В эту коалицию входит ряд партий - шесть, если я не ошибся - и если одна из них устранится, могут возникнуть сложности. В настоящее время две из них заявили, что дают своим членам «свободу выбора».

Разгневанный партийный секретарь Нетаньяху пригрозил развалить правительство и объявить новые выборы - ужас всех партнеров по коалиции, которым грозит погибель.

В самой партии «Ликуд» не нашлось ни одного возражающего голоса, ни одного отважного мятежника, подобного двум американским сенаторам, которые на этой неделе бросили вызов Президенту Трампу.

Но Президент Ривлин осудил предложенный закон в самых сильных выражениях, а Генеральный прокурор назвал его «абсурдным».

ТАК В ЧЕМ ЖЕ я согласен с Нетаньяху? Он набросился на левых за то, что они владеют «фабрикой уныния», на которой производят «кислое настроение».

Есть кислые продукты, например «кислые огурцы». Нетаньяху сказал, что левые создают общественное настроение «кислятины», чтобы свергнуть его.

Некоторые читатели могут вспомнить, что и я обвинял «левых» в такой же хвори, но с другой точки зрения. В широких кругах израильского корпуса мира царит уныние, и они действительно пребывают в кислом настроении.

Это создает впечатление, будто мы ничего не можем сделать для спасения нашего государства, которое Нетаньяху и его подручные ведут к катастрофе. Очень удобное настроение, потому что из него следует, что если мы ничего не сможем сделать, то и не надо ничем рисковать - ведь битва всё равно проиграна.

Некоторые приходят к выводу, что битву можно выиграть в каком-то другом, далеком от нас месте, как, например, в борьбе БДС - бойкоте всего израильского. Эта борьба достигла абсурдных высот, когда в одном американском городе, сильно пострадавшем от урагана, объявили, что жители получат компенсацию, только если обяжутся не бойкотировать Израиль. И в самом деле, страна безграничного абсурда.

(Кстати, «Ха-Арец» сообщила на этой неделе, что наше правительство наняло в США международную юридическую фирму для борьбы с БДС).

КИСЛОЕ настроение не порождает борцов: их создает счастливое настроение. Когда ситуация плоха и борьба выглядит безнадежной, группа неунывающих храбрецов может решить ее исход.

Нет причин отчаиваться. Историю творит не Бог. Ее творим мы.

Если речь зашла о французском президенте, вспомним Эммануэля Макрона, который пришел ниоткуда, создал новую партию и с первой же попытки завоевал абсолютное большинство. Если смогли французы, сможем и мы.

Отчаяние и уныние - роскошь, которую мы не можем себе позволить. Мы должны возобновить борьбу с надеждой и уверенностью в своих силах.

Как сказал известный человек: «Да, мы можем».

Останемся же в хорошем настроении и радостно возобновим борьбу.

Упомянутый выше Жаботинский написал исторический роман о библейском герое Самсоне. Перед тем, как обрушить филистимский храм на себя, он дал своему народу три заповеди: Выберите короля, Вооружитесь железом и - Смейтесь!