Статьи Ури Авнери 

А У ВАС МОЗГИ ПРОМЫТЫ?


События на границе с полосой Газы включили столь эффективный механизм промывания мозгов, что позавидовать ему могли бы многие диктатуры.

ОТ ЭТОГО СТРАХ БЕРЕТ. Беспринципные психологи на службе злокозненных режимов пользуются изощренными приемами, чтобы с дальнего расстояния контролировать умы людей.

Термин «промывание мозгов» появился в 1950 году. В китайском языке есть слово «xinao», буквально означающее «промывание мозгов». Первоначально оно определяло - так, по крайней мере, утверждают - приемы манипулирования умами американских военнопленных во время Корейской войны. Такими приемами достигалось изменение подсознательных процессов, что превращало пленных в агентов тёмных сил.

Во многих книгах и фильмах делалась попытка объяснить действие таких приемов. Например, в знаменитом фильме «Маньчжурский кандидат» рассказано, как коммунисты на Корейской войне берут в плен американского офицера, манипулируют его сознанием и отдают ему приказ убить кандидата в президенты США. Американский офицер не осознаёт, что его превратили в коммунистического агента. Он не помнит о приказе, данном ему под гипнозом, и не знает, что действует в соответствии с ним.

СЮЖЕТ нелепый, как и в большинстве псевдонаучных опусов. Но практически манипулировать умами народов, коллективов и отдельных людей можно куда проще.

Вспомним о нацистской «пропаганде». Ее изобрел Адольф Гитлер. В своей книге «Майн Кампф» он рассказывает, как, будучи солдатом на западном фронте, стал свидетелем исключительного успеха британской пропаганды. Британцы сбрасывали листовки на германские траншеи и расшатывали доверие солдат к руководству.

Когда Гитлер пришел к власти в Германии, он поручил своему верному приспешнику, Йозефу Геббельсу, создать Министерство пропаганды. Геббельс довел пропаганду до своего рода искусства. Среди прочего, он превратил все германские средства массовой коммуникации - газеты и радио - в правительственные агентства. В немецком языке есть слово «Gleichschaltung»: включение всех компонентов одну электрическую цепь. Благодаря этому, нацистская Германия еще долго продолжала борьбу, когда уже стало ясно, что Вторая мировая война ей проиграна.

Одним из приемов была изоляция германского общества от всех других источников информации. Официальная пропаганда гремела отовсюду. Слушание зарубежного радио считалось преступлением, за которое грозило суровое наказание.

Благодаря этому немцы верили в свою победу - Endsieg - даже когда Советы на востоке и Англосаксы на западе уже перешли границы Германии.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ли необходим диктаторский режим - нацистский или коммунистический - чтобы превратить СМИ в машину для промывания мозгов. Здравый смысл подсказывает, что в демократии такое невозможно. Здравый смысл ошибается.

Следует помнить, что Гитлер пришел к власти демократическим путем. И теперь фанатики-националисты одерживают победы на демократических выборах во многих странах. Все их лидеры стремятся разрушить судебную систему, заполнить парламенты полезными идиотами и - в первую очередь - превратить СМИ в инструмент для промывания мозгов. В нашей стране тоже.

Как это делается? Весьма просто: нужно лишь подавить все другие голоса. Гарантировать, чтобы граждане страны слышали только один голос, без конца повторяющий один и тот же взгляд на происходящее. Так ложь становится истиной.

В подобной ситуации обычный человек убежден, что официальная линия действительно отражает его собственное мнение. Это бессознательный процесс. Когда людям говорят, что им промыли мозги, они чувствуют себя глубоко оскорбленными.

Это происходит в Израиле в последние годы, но люди этого не осознают. Они читают разные газеты, смотрят телевизионные программы, слушают радио и видят, что все эти средства информации свободно спорят и даже ссорятся друг с другом. Люди не сознают, что по одному жизненно важному вопросу - войны и мира - все СМИ «включены» в одну линию промывания мозгов.

В ПОСЛЕДНИЕ недели мы стали свидетелями яркого примера этому. События на границе с полосой Газы включили столь эффективный механизм промывания мозгов, что позавидовать ему могли бы многие диктатуры.

Пусть каждый спросит себя: что мы слышали по радио? Видели на ТВ? Читали в газетах?

За последние несколько недель более сотни человек были убиты и многие тысячи ранены из боевого оружия. Почему?

«Мы вынуждены были вести по ним огонь, потому что они штурмовали пограничные заграждения». И в самом деле, разве жители Газы не заявляют о своем желании «вернуться домой», имея виду возвращение на израильскую территорию?

14 мая, в «Черный Понедельник», 63 невооруженных демонстранта были убиты и более 1500 ранены из боевого оружия. Каждый израильтянин знает, что это было необходимо, потому что демонстранты штурмовали забор и были готовы хлынуть в Израиль. Но никто не обратил внимания на то, что не появилось ни единого снимка, иллюстрирующего такое вторжение. Ни единого. Несмотря на то, что по обеим сторонам забора находились сотни фотографов, включая фотографов израильской армии, регистрировавших мельчайшие детали. Десятки тысяч штурмовали - и ни единого снимка?

Следует обратить внимание на употребление слова «террор». Оно стало прилагательным, определяющим что угодно. Не просто тоннели, а обязательно «террористические тоннели». Появились «активисты террора», «террористический режим ХАМАСа» и «террористические базы». Теперь их дополнили «бумажные змеи-террористы».

Обратите внимание: не просто «змеи-поджигатели» или «змеи разрушители», «а змеи-террористы». И так каждый день во всех СМИ. Кто-то принял терминологическое решение. Разумеется, любой предмет, к которому прицепили слово «террор» становится «сыном смерти», как говорится на библейском иврите. Еще один удобный термин для промывания мозгов.

Жители полосы Газы - «террористы». (На иврите даже изобрели для них специальный термин: «мехаблим»). Все они? А как же, и никаких, никаких, никаких вопросов. Особенно, если этот человек член ХАМАСа. Но ХАМАС - политическая партия, выигравшая демократические выборы в Палестине. Это гражданская партия, у которой действительно есть военное крыло. Но в наших СМИ все члены этой партии и ее сторонники - «террористы» - сыны смерти. А как же.

Употребление этих терминов сотни раз каждый день, несомненно, является элементом промывания мозгов, которого граждане не замечают. Они привыкли к тому, что все жители Газы - «террористы», мехаблим. Это процесс дегуманизации, создание образа «недочеловеков» из нацистского лексикона. Их убийство разрешено и даже приветствуется.

В такой атмосфере даже самые омерзительные фразы проходят незамеченными. Например, на этой неделе я слышал в одной из телевизионных программ новостей фразу военного корреспондента о демонстрации в Газе: «Ирану нужны погибшие демонстранты, и он их, кажется, получит». Нужно перечитать эту фразу дважды, чтобы дошел ее смысл: оказывается, израильские снайперы действуют в интересах Ирана.

Или фраза, снова и снова повторяемая даже уважаемыми комментаторами: «Иран желает разрушить Государство Израиль». Я не знаю, чего желают 80 миллионов иранцев, и автор этой фразы тоже не знает. Но фраза абсурдна сама по себе. Израиль - ядерная держава. Как можно уничтожить ядерную державу (с подводными лодками, способными задействовать ядерный боеприпас в случае необходимости). Неужели иранцы хотят превратить свою страну - колыбель цивилизации - в кладбище и пустыню?

Или прогноз: «В пятницу состоится еще одна насильственная демонстрация». «Насильственная»? «Еще одна»? Никто не оспаривает факт, что все демонстрации вдоль забора полосы Газы были полностью ненасильственными. Демонстранты не произвели ни одного выстрела, тогда как тысячи из них были ранены и более сотни убиты боевыми патронами. Но ложь проходит без комментариев.

Ни в одной из сотен телевизионных программ ведущие ни разу не поправили таких высказываний корреспондентов. Потому что у директоров, ведущих, комментаторов и корреспондентов мозги тоже промыты. Представитель армии, конечно, знает правду, но он - главная шестерня в машине промывания.

ВЫСШАЯ точка достигнута убийством 21-летней медсестры Разан Ашраф аль-Наджар (Razan Ashraf al- Najjar), когда она спасала жизнь раненного демонстранта. Снайпер, выстреливший ей в грудь, видел, что в его прицеле медицинский работник, оказывающий помощь раненному. Это очевидное военное преступление.

Возмутилась ли общественность? Потребовали ли СМИ провести расследование? Объявил ли Кнессет минуту молчания? Ничего подобного. Крошечная заметка в газетах (далеко не во всех). Отличная статья уважаемой Амиры Хасс в «Ха-Арец». И больше ничего.

Прошло несколько дней, и возмущение выразили за рубежом. Аргентинская футбольная команда с великолепным Месси отменила дружеский матч с израильской командой в Иерусалиме.

Промывальщики поняли, что не отреагировать невозможно. Представитель армии опубликовал заявление о том, что проведено расследование. Что же оно обнаружило? Ну, да, точно установлено, что по Разан никто не стрелял. В нее рикошетом попала пуля, ударившая в землю далеко от нее. От такой возмутительной лжи должен был покраснеть даже произносивший ее армейский представитель. Но общество с промытыми мозгами проглотило и эту ложь

Одна из отличительных примет промывания мозгов, которую может заметить любой, это полное отсутствие иного мнения. Когда комментатор провозглашает официальный взгляд на событие, выступает ли хоть кто-то с альтернативной версией? Проводятся ли дебаты между официальным представителем и оппонентом? В демократических СМИ такое в порядке вещей, а здесь - величайшая редкость.

ЧТО можно противопоставить такому промыванию мозгов?

Немногое.

Прежде всего, необходимо альтернативное мнение. Промывание мозгов эффективно, лишь когда официальный голос обладает полной монополией. В ее разрушении была одна из целей еженедельного журнала «Хаолам Хазе» («Сей мир»), который я редактировал 40 лет. Я противопоставлял каждой неправдивой версии правительства иной взгляд. И хотя наш голос был слаб в сравнении с мощной (даже в те дни) государственной машиной, сам факт существования двух разных, пусть и неравных по силе, голосов, исключал тотальное промывание. Люди слышат две версии и задумываются: «Кто же прав?»

Если бы все миротворческие и правозащитные группы в Израиле создали объединенный центр информации, голос которого был бы слышен, то монополия официальной пропаганды была бы сломлена. Возможно.

В стране есть крошечная группа комментаторов, не боящихся сказать правду, даже когда ее считают предательством. Гидеон Леви, Амира Хасс и еще немногие. Мы должны помочь их голосам быть услышанными. Они заслуживают поощрения.

Нужно воздействовать на все СМИ, вынуждая их представлять различные взгляды по вопросам войны и мира. Пусть будет услышан «внутренний враг», чтобы люди могли сформировать свое собственное мнение.

Зарубежным СМИ должен быть разрешен свободный доступ к источникам информации, даже если это критические, «враждебные» или «антисемитские» СМИ. Зарубежные сторонники израильско-палестинского мира должны оказывать давление на СМИ в своих странах, вынуждая их публиковать правду о происходящем здесь.

Слово «должны» мне не нравится, но в этом контексте оно единственно возможное.

СИЛА ПРАВДЫ, противостоящая машине промывания мозгов всегда ограничена. Но, в конечно счете, пусть и нескоро, правда побеждает. Ей нужна отвага.

У картины «Маньчжурский кандидат» удивительный конец: в последнюю минуту, вместо того, чтобы убить кандидата в президенты, офицер с промытыми мозгами стреляет в коммунистического агента, который должен был занять место кандидата.