Статьи Ури Авнери 

О МЕЛКОЙ КОРРУПЦИИ


Признаюсь, что сам я отношусь к таким разоблачениям с некоторой брезгливостью. В конце концов, можно ли сравнить эти случаи мелкой бесчестности с действиями и бездействием Нетаньяху, непосредственно влияющими на судьбы Израиля? Но если Нетаньяху обвинят в мелкой коррупции и вынудят уйти в отставку, то, может быть, это и нужно стране?

МНОГО лет назад мне позвонили из канцелярии Премьер-министра и сказали, что Ицхак Рабин хотел бы со мной поговорить с глазу на глаз. Рабин сам открыл мне дверь (в резиденции он был один), проводил меня к уютному креслу, налил мне и себе два щедрых бокала виски и начал без обиняков – он терпеть не мог пустой болтовни: "Ури, ты что, решил передушить всех голубей в 'Аводе' "? Мой журнал, "Хаолам Хазе", вел кампанию против коррупции и обвинил двух видных лидеров "Аводы": нового Президента Центрального банка и Министра жилищного строительства. Оба действительно входили в умеренное крыло этой партии. Я объяснил Рабину, что в борьбе с коррупцией я не делаю никаких исключений для политиков, близких мне по взглядам. Коррупция – это цель сама по себе. ПЕРВОЕ поколение основателей Израиля было свободно от коррупции. О таком нельзя было и помыслить. И в самом деле, порядочность была доведена до крайности. Однажды видного лидера "Аводы" подвергли разносу за то, что он построил себе виллу в пригороде Иерусалима. Не было ни малейшего подозрения на какие-то махинации: деньги он получил по наследству. Но лидеру "Аводы" ("Трудовой партии") не подобало жить на частной вилле. "Товарищеский суд" решил исключить его из партии, и на том его политическая карьера закончилась. В эти же годы для Министра иностранных дел построили официальную резиденцию, чтобы он мог принимать высоких гостей из-за рубежа в достойной обстановке. Министром в то время был Моше Шаретт, и он счел недопустимым сохранить за собой частную квартиру. Поэтому он продал ее и передал деньги нескольким благотворительным ассоциациям, СЛЕДУЮЩЕЕ поколение было уже совсем другим. Оно вело себя так, будто полученное место было даровано ему по праву помазанников божьих.

Самым характерным случаем был Моше Даян. Он родился в стране, и Давид Бен-Гурион назначил его начальником штаба. В этой должности он провел несколько "рейдов возмездия" через границу, а затем, в 1956 году, напал на Египет и одержал потрясающую победу (чему способствовало франко-британское вторжение в районе Суэцкого канала, в тылу египетской армии). Даян был археологом-любителем. Он нафаршировал свою частную виллу (виллы в то время уже были разрешены) древностями, которые он раскапывал по всей стране. Это было совершенно незаконно, поскольку любительские раскопки разрушали исторический фон, делая невозможной датировку. Но все смотрели на это сквозь пальцы: как-никак, Даян был национальным героем.

Тогда мой журнал опубликовал убийственное откровение: Даян не просто хранил раскопанные предметы в своем саду – он распродавал их по всему миру, ставя на них свой автограф, что резко поднимало их цену. Разоблачение вызвало громкий скандал и воспламенило ненависть – ко мне. По опубликованному в том году опросу общественного мнения, я был назван "самым ненавистным лицом страны", отобрав этот титул у главы коммунистической партии. (С тех пор такие опросы не проводятся).

Даян, который отвечал за военно-воздушные силы, одержавшие баснословную победу в Шестидневной войне, был свояком Эзера Вейцмана. Всем было известно, что Вейцману покровительствовал еврейский миллионер из Америки, и он жил в роскошной вилле в Кейсарии – самом престижном месте страны (где теперь находится частная вилла Биньямина Нетаньяху).

ТАКОВА была мода, продержавшаяся несколько лет: каждый еврейский миллионер в Америке имел "своего" израильского генерала, которого он содержал в надлежащем стиле, и бывшего его гордостью и радостью. Присутствие израильского генерала на семейных торжествах стало непременным символом статуса богатых евреев.

Например, Ариэль Шарон. Сын бедных родителей из мошава, он завершил военную карьеру и вдруг, ни с того, ни с сего, стал владельцем огромного ранчо. Он получил его в подарок от бывшего израильтянина, ставшего американским мультимиллионером. (Ходят слухи, что он вычел этот расход из своих американских налогов).

В то время израильские генералы были героями не только у себя дома, но во всём мире. Моше Даян, легко узнаваемый по повязке на глазу, был героем Лос-Анджелеса не в меньшей степени, чем Хайфы.

Все эти генералы (кроме Эзера Вейцмана, происходившего из богатой семьи) росли в очень стесненных обстоятельствах. Их родители были членами кибуцев или мошавов, которые в то время были чрезвычайно бедны. Мошавный мальчишка Шарон рассказывал мне, что он каждый день шел полчаса в школу и обратно, чтобы сэкономить на автобусе.

То же можно сказать и о следующем поколении лидеров. Бывший Премьер-министр Эхуд Ольмерт – теперь оказавшийся в тюрьме за коррупцию – рос в очень бедном районе, и обретение дорогих вещей стало его манией. Бывший Президент государства Моше Кацав, делящий с ним тюрьму, был приговорен не за коррупцию, а за изнасилование, но тоже рос в бедности, потому что был новым иммигрантом. (Свежий анекдот: охранник объявляет после концерта в тюрьме: "Прошу оставаться на местах, пока Президент и Премьер-министр не покинут зал).

Эхуд Барак, в прошлом начальник генерального штаба и премьер-министр, пополняет свое солидное состояние "консультациями иностранным правительствам". Он рос в бедной деревне.

Сам я был свободен от жажды денег, хотя фактически рос в бедности, когда наша семья переселилась в Палестину, а мне было десять лет. К счастью, в Германии мы были вполне обеспечены. Поскольку жизнь в Израиле оказалась для моей семьи намного счастливее, чем в Германии, я усвоил, что не в деньгах счастье.

ВСЁ ЭТО пришло мне на ум, потому что чуть не каждый день нас бомбят сообщениями о коррупционных проступках Биньямина Нетаньяху и его крайне непопулярной супруги, Сары.

"Сарэле", как ее обычно называют, была в прошлом стюардессой и встретила своего мужа в полете, а теперь стала мегерой, тиранящей обслуживающий персонал в официальной резиденции. Некоторые из слуг подали на нее в суд и рассказали, что она не прочь запустить руку в государственный кошелек для покрытия личных расходов.

Но в действительности вызывает беспокойство, что никем не избранная Сара Нетаньяху, похоже, ведает назначением всех высших должностных лиц. Никто не достигнет высот, если предварительно не пройдет собеседования и не будет одобрен личной ей.

Она назначила трех высших должностных лиц, ответственных за применение закона: Юридического советника (по сути, Генерального прокурора, а то и выше), влиятельного Государственного контролера и Начальника полиции.

Если так, это был предусмотрительный шаг. Потому что теперь все трое денно и нощно обсуждают между собой, как поступить с потоком разоблачений о финансовых аферах семейства Нетаньяху. Они отчаянно пытаются уберечь Нетаньяху от обвинения в чем бы то ни было, но выгораживать его становится всё труднее, поскольку они сами находятся под надзором Верховного суда.

Я уже писал о некоторых таких разоблачениях, но каждую неделю открываются и другие. Новый вид национального спорта…

Началось с раскрытия факта, что, когда Нетаньяху еще не стал премьер-министром, но иногда входил в правительство, а иногда покидал его, авиационные билеты первого класса для него оплачивали по два три раза не подозревавшие об этом институции, но уплаченные суммы не были заявлены им в качестве дохода. Теперь в Израиле эти полеты называют "Бибитурами".

C тех пор он бывал вовлечен в аферы, граничащие с противозаконной коррупцией, которые находятся на разных стадиях "рассмотрения", а к их списку добавляются всё новые. Три назначенных Нетаньяху правовых чиновника постоянно обсуждают, следует ли отдать распоряжение об уголовном расследовании, что вынудило бы Нетаньяху покинуть, хотя бы временно, свой пост.

Высшая точка была достигнута на этой неделе, когда еврейский финансист, обвиненный во Франции в крупном мошенничестве, рассказал в суде, что он частным образом передал Нетаньяху миллион евро и оплачивал его счета в очень дорогих гостиницах во многих городах, включая Французскую Ривьеру. Точные суммы не известны, но не отрицается, что Нетаньяху получал их от человека, которого уже тогда подозревали в махинациях на большие суммы.

Щедрые израильские налогоплательщики, включая меня, оплатили прошлой осенью пятидневное пребывание Биби в Нью-Йорке, обошедшееся примерно в 600 000 долларов. Эта сумма – более 100 000 долларов в день – включала оплату личного парикмахера (1600 долларов) и гримерши (1750 долларов). Цель поездки состояла в выступлении перед Генеральной ассамблеей ООН. Интересно, сколько стоило каждое сказанное им слово?

Эта информация была раскрыта по распоряжению суда в соответствии с Законом о свободе информации. Израильская публика всё проглотила. Никто не рассердился. Лишь пошучивали о "королевской чете".

Избирателей Нетаньяху, почти все они бедные восточные евреи, такие сведения лишь убеждают в том, что Нетаньяху – ловкий парень, и своего не упустит, как хотели бы и они.

КАК ЖЕ относиться к этим разоблачениям, занявшим столько места на ТВ и газетах?

Признаюсь, что сам я отношусь к ним с некоторой брезгливостью. В конце концов, можно ли сравнить эти случаи мелкой бесчестности с действиями и бездействием Нетаньяху, непосредственно влияющими на судьбы Израиля?

Я считаю Нетаньяху могильщиком нашей страны, человеком, ведущим ее к катастрофе и блокирующим любой шанс мира. Лишь на прошлой неделе Нетаньяху гордо заявил своим соратникам по партии, что он "никогда" не согласится вести переговоры на основе арабской мирной инициативы 2002 года, предусматривающей окончание оккупации, создание Государства Палестины и эвакуацию поселений. Многие считают этот отказ роковым. Перед лицом грядущих катаклизмов, стоит ли выходить из себя по поводу мелких случаев пронырства?

Но тут мне вспоминается дело Аль-Капоне, гангстера, виновного в страшных преступлениях, в том числе хладнокровного убийства многих людей, но, в конце концов, обвиненного и отправленного в тюрьму лишь за уклонение от уплаты налогов.

Но если Нетаньяху обвинят в мелкой коррупции и вынудят уйти в отставку, то, может быть, это и нужно стране?