Статьи Ури Авнери 

"МЫ" И "ОНИ"


Незачем спрашивать: "Кто был прав?" Оба народа действовали в соответствии с обстоятельствами. Были грехи. Были преступления. С обеих сторон. Но они тоже были результатом обстоятельств и времени. О них следует помнить. Но они не должны становиться препятствием на пути к лучшему будущему.

НЕТ. Не "мы" и "они".

Не "мы" – хорошие, глубоко нравственные и праведные. Или, одним словом, бесподобные. Конечно, евреи.

И не "они" – плохие и злые. Одним словом: презренные. Конечно, арабы.

Мы, избранные Богом, потому что мы такие особенные.

Они – нечестивые язычники, поклоняющиеся разным идолам, вроде Аллаха или Иисуса.

Мы – горстка героев, в каждом поколении смело встречающие тех, кто пришел нас истребить, но мы были в силах спастись от их рук.

Их – толпы, рвущиеся уничтожить нас и наше государство, но наша доблесть их сразит.

Все они – гои, но в их первых рядах мусульмане, арабы и палестинцы.

Нет, вовсе не так. Ничуть не похоже.

НА ДНЯХ Ицхак Герцог произнес нечто совершенно омерзительное.

Герцог – лидер "Аводы", председатель "Сионистского лагеря" и глава оппозиции (титул, которым автоматически наделяется лидер самой крупной оппозиционной партии) –заявил, что его партия провалилась на выборах, потому что люди думали, будто ее члены "любят арабов".

В переводе на немецкий было бы понятней. Например, партия Ангелы Меркель сплошь состоит из тех, кто "любит евреев".

Никто этого не говорит, и не может сказать – в современной Германии.

Можно предположить, что Герцог имел в виду нечто иное. Но слово вылетело, и его не поймаешь, даже если мысли его на самом деле иные.

Пусть так. Но политик, у которого такие слова запросто срываются с языка, не должен быть лидером крупного политического лагеря. А партия, которая не вышвырнула такого лидера в тот же день, не достойна возглавлять страну.

Не то, чтобы он был неправ. Есть, конечно, немало людей, убежденных, что в "Аводе" сплошь те, кто "любит арабов" (хотя нет никаких признаков этого: может быть, это их тайная страсть). И многие думают, что "Авода" идет ко дну, потому что многие поверили в этот ужас. Но такие люди не станут голосовать за "Аводу", и еще меньше – за Герцога, в любом случае, даже если те разом подпрыгнут с криком: "Смерть арабам!"

Но и это не самое важное. Гораздо важнее всех нравственных и политических соображений, что эти слова обнаружили потрясающее непонимание израильских реалий.

ТЕПЕРЕШНЯЯ израильская реальность состоит в том, что нет ни малейшего шанса отстранить правых от власти, если им не будет противостоять единая и решительная левая сила, основанная на еврейско-арабском партнерстве.

Существует демографическая реальность: арабы составляют 20% израильтян. Чтобы получить большинство без арабов, еврейские "левые" должны привлечь на свою сторону 60% еврейского общества. Пустая мечта.

Некоторые надеются, что работу "левых" может выполнить центр. Это тоже из области фантазий. Бесхребетный центр не обладает ни силой, ни идейной базой. Он привлекает слабаков, не желающих занять твердую позицию ни по какому вопросу. Яир-лапиды и моше-кахлоны, подобно их предшественникам и последователям – это лисьи хвосты, а не львиные головы. Со времени партии "Даш" в 1977 году, они всегда плелись за правыми. Оттуда они пришли, туда и вернутся.

Канули в прошлое дни "Аводы" ("Мапая") с ее последователями: прежней национально-религиозной партии и ориентированной на евреев партией "Шас".

Должна появиться новая, большая и мощная левая сила.

Такое новое, широкое и сильное левое движение может возникнуть лишь на основе еврейско-арабского единства. Это не мечта и не несбыточная надежда, а простой политический факт. Ничего хорошего не произойдет в этой стране, если не будет основано на еврейско-арабском партнерстве. Именно такое партнерство сделало возможным Ословское соглашение. Без арабских голосов в Кнессете оно бы не прошло. Партнерство необходимо для следующего шага к миру.

Довод, что лидер партии "не любит арабов" нелеп сам по себе. Он указывает лишь на то, что такой человек непригоден для поста израильского лидера. Он не добьется успеха ни в чем, тем более, в достижении мира.

Не говоря о том, что "любовь к арабам" – из детского словаря. Как можно любить или не любить целый народ? В каждом народе, включая наш, есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, дружелюбные и настроенные враждебно. Оба понятия – "арабофил" и "юдофил" – имеют, как известно евреям, сильный антисемитский привкус.

Я был свидетелем – и участником – многих попыток налаживания еврейско-арабского партнерства и Израиле, буквально с первых дней создания государства.

Я уже рассказывал много раз (может быть, слишком много), что сразу же после Войны 1948 года я стал участником небольшой группы, впервые предложившей принцип "двух государств". В 1950-х года я участвовал в создании "Комитета против военного правительства", еврейско-арабской группы, боровшейся за отмену репрессивного режима, распространенного на арабских граждан. (Он был отменен в 1966 году). В 1984 году я принял участие в составлении "Прогрессивного списка за мир", арабско-еврейской партии, получившей два места в Кнессете: одно для араба и одно для еврея. Шла деятельность и в промежуточный период.

Я упоминаю об этом, чтобы проиллюстрировать пугающий факт: за последние 30 лет сотрудничество между еврейскими и арабскими силами мира не возросло, а, напротив, сократилось. Наблюдается постоянный спад. Так же как и в сотрудничестве между израильскими и палестинскими силами мира.

Это факт. Печальный, удручающий и даже вызывающий отчаяние несомненный факт.

КОГО винить?

Если речь об исторических процессах, такой вопрос не имеет смысла: у каждой исторической трагедии много отцов. И всё же попытаюсь ответить.

Начну с себя: сразу после начала оккупации в 1967 году я стал уделять меньше внимания еврейско-арабскому сотрудничеству внутри Израиля, чтобы сконцентрироваться на борьбе за мир между Израилем и палестинцами, прекращении оккупации, осуществлении "принципа двух государств" и отношениях с Ясиром Арафатом и его последователями. Тогда это казалось мне гораздо более важным раздоров внутри Израиля. Возможно, это было ошибкой.

Израильские "левые" утверждают, что арабы в Израиле "радикализировались". Израильские арабы доказывают, что израильские "левые" их предали и пренебрегли ими. Правы, вероятно, и те, и другие. Арабы считают, что еврейские "левые" бросили их как в том, что касается мира между двумя народами, так и по вопросу равенства в стране. Еврейские "левые" считают, что выступления деятелей вроде шейха Раэд Салаха, депутата Ханин Зуаби и других разрушают вероятность возвращения левых к власти.

Правы и те, и другие, и вину можно разделить поровну, 50:50. Но вина властвующего народа гораздо больше вины угнетенного.

Каждый день дает новые подтверждения пропасти внутри Израиля между двумя народами. Трудно понять молчание еврейских "левых" в случае убийства раненого палестинца еврейским солдатом на Хевроне. Трудно также извинить широко распространенное среди арабов отрицание Холокоста.

ПО МОЕМУ ощущению, эта пропасть расширяется и углубляется. Уже много лет я не слышал о серьезных попытках с обеих сторон создать совместную политическую силу, выработать общий взгляд на события, завязать личные и общественные отношения – на высоком и низком уровнях.

То там, то здесь прилагаются небольшие усилия, но нет никакой серьезной общенациональной политической инициативы.

Если бы мне позвонили: "Ури, час настал. Готовится серьезная инициатива. Приди и помоги!", я тут же вскочил бы и крикнул: "Я с вами!" Но не звонят.

Это должно прийти снизу. Не как еще одна инициатива стариков, а как действие молодых, свежих и решительных.

(Старики, вроде меня, могут предложить свой опыт, но проявлять инициативу – не их задача).

ТАКОЕ действие должно начаться с нуля. Абсолютного нуля.

Прежде всего, это должно быть совместное усилие евреев и арабов, мусульман, христиан и друзов, тесно взаимодействующих с самого первого момента. Не приглашение евреями арабов и не приглашение арабами евреев. Вместе, в неразделимой связи, с момента зарождения.

Одна из первых задач – согласование взгляда на историю. Не надуманных и фальшивых построений, а реального и правдивого взгляда, принимающего во внимание мотивы сионистов и арабских националистов, ограниченность лидеров с обеих сторон, унижение арабов западным империализмом, травму евреев в результате Холокоста и, конечно, арабов в результате палестинской Накбы.

Незачем спрашивать: "Кто был прав?" Нельзя задавать этот вопрос. Оба народа действовали в соответствии с обстоятельствами, своими бедами, своими убеждениями, своими возможностями. Были грехи. Много грехов. Были преступления. Много преступлений. С обеих сторон. Но они тоже были результатом обстоятельств и времени. О них следует помнить. Обязательно. Но они не должны становиться препятствием на пути к лучшему будущему.

Двадцать лет назад "Гуш Шалом" (организация, к которой я принадлежу) опубликовала совместный документ, который соответствовал историческим фактам и был попыткой достичь понимания с обеих сторон. Были и другие попытки такого рода. Они имеют большое значение для создания интеллектуальной и эмоциональной основы подлинного партнерства.

В создании общей партии, возможно, нет необходимости. Возможно, это пока что не реально. Возможно, лучше было бы создать постоянную парламентскую коалицию политических сил с обеих сторон.

Возможно, следовало бы образовать совместный теневой парламент для постоянного и открытого обсуждения расхождений.

Партнерство должно строиться на личном, общественном и политическом уровне. С самого начала задача должна состоять в том, чтобы изменить лицо Израиля и устранить силы, ведущие его к исторической трагедии. Иными словами, в том, чтобы взять власть.

Одновременно с этим необходимо будет наводить личные и социальные мосты – между отдельными местностями, городами, организациями, мечетями и синагогами.

НИ Ицхак Герцог, ни "Авода" не могут возглавить эту деятельность с еврейской стороны. Ни сам Герцог, ни его соперники по партии, желающие занять его место. (Кажется, что в "Аводе" ни один политик не может надеяться на получение руководящей должности, если он с треском не провалился в прошлом).

Необходимо молодое, энергичное, прогрессивное руководство. Не те молодые люди, которые, раз появившись на сцене, организуют небольшую группу, год-другой занимаются полезными делами, а потом исчезают, как если бы их и не было и в помине. Необходимы люди, готовые работать сообща, сформировать силу и повести страну в новом направлении.

"Любящие арабов?" Да. "Любящие евреев"? Да. Но, прежде всего, любящие жизнь, мир и эту страну.