Статьи Ури Авнери 

ОДНИМ СЛОВОМ: ПШИК!


Самое главное в том, что стороны не равны. Соотношение их сил не 1:1 и даже не 1:2 или 1:10. В любом – военном, дипломатическом или экономическом отношении – оно скорее 1:1000. Не может быть равенства между оккупантом и оккупированным, угнетателем и угнетенным.

БЕДНЫЙ Джон Керри! На этой неделе он издал звук, который был выразительней вороха дипломатических бумаг.

В своем выступлении перед комиссией Сената по иностранным делам он объяснил, каким образом израильское правительство торпедирует «мирный процесс». Оно не выполнило своего обязательства по освобождению палестинских заключенных и одновременно с этим заявило о расширении строительства в Восточном Иерусалиме. От всех усилий по достижению мира остался один «пшик».

«Пшик» – это звук лопнувшего воздушного шара. Слово вполне уместное, потому что «мирный процесс» с самого начала был не более чем шаром, надутым горячим воздухом. Забава для тех, кому охота тешить себя фантазиями.

ДЖОН Керри в этом не виноват: он отнесся к своей задаче совершенно серьезно. Он честный политик, прилагавший все силы к тому, чтобы добиться мира между Израилем и Палестиной, и мы должны быть благодарны ему за это.

К несчастью, Керри не имел ни малейшего представления о том, во что он ввязался.

Весь «мирный процесс» вращается вокруг одного принципиально ошибочного представления. Говоря проще: он основан на иллюзии.

А именно на представлении о том, будто есть две равные стороны конфликта. Конфликта серьезного и застаревшего, но который может быть разрешен, если разумные люди с обеих сторон усядутся и, при участии благожелательного и беспристрастного посредника, добьются урегулирования.

Ни одно из этих допущений не соответствует действительности. Посредник не был беспристрастен. Лидеры не были разумны. А самое главное – стороны не были равными.

Соотношение сил сторон не 1:1, и даже не 1:2 или 1:10. В любом – военном, дипломатическом или экономическом отношении – он скорее 1:1000.

Не может быть равенства между оккупантом и оккупированным, угнетателем и угнетенным, Тюремщик и заключенный не могут вести переговоры на равных. Какое может быть равенство, когда одна сторона полностью властвует над другой, контролирует каждый ее шаг, селится на ее земле, направляет денежные потоки, может арестовать любого по своему произволу, блокирует доступ в ООН и в международные суды?

Если две стороны на переговорах до такой степени не равны, ситуацию мог бы исправить лишь посредник, поддерживающий слабую сторону. Но происходит прямо противоположное: поддержка Израиля Соединенными штатами щедра и безмерна.

В течение всего хода переговоров Соединенные Штаты не ударили палец о палец, чтобы сдержать неуемных поселенцев, создающих всё больше «фактов на земле» – той самой земле, о будущем которой и ведутся переговоры.

ПРЕДПОСЫЛКОЙ успеха переговоров является, по меньшей мере, общее понимание обеими сторонами не только интересов и требований друг друга, но и мировоззрения, душевного склада и представлений о себе другой стороны. Без этого любые шаги выглядят необъяснимыми и иррациональными.

Бутрос Бутрос-Гали, один из умнейших людей, которые встретились мне в жизни, однажды сказал мне: «У вас в Израиле лучшие эксперты по арабскому миру. Они прочли все книги, все статьи и каждое написанное об этом мире слово. Они всё знают, но ничего не понимают. Потому что они не прожили в арабской стране ни дня».

То же самое, но в еще большей степени, относится и к американским экспертам. Воздух в Вашингтоне разрежен, как на вершине Гималаев. Из грандиозных дворцов администрации, решающей судьбы мира, другие народы видятся ничтожными, примитивными и лишними. То тут, то там можно иногда встретить настоящего эксперта, но никто всерьез с ними не советуется.

Средний американский государственный деятель не имеет никакого представления об истории, мировоззрении, религии, мифах и травмах, сформировавших мироощущение арабов, не говоря уже об обстоятельствах палестинской борьбы. Нет у него ни времени, ни охоты заниматься этим мелким вздором.

ИЗРАИЛЬ американцы понимают, кажется, лучше, но ненамного.

Средний американский политик и дипломат обладает солидным багажом знаний о евреях. Керри и сам, говорят, имеет какие-то еврейские корни. В его миротворческой команде немало евреев и даже сионистов, включая фактического распорядителя переговоров Мартина Индыка, в прошлом работавшего для ЭЙПАК. (Его фамилия означает на идиш «индюк»).

Распространено представление, что израильтяне почти не отличаются от американских евреев. Но оно совершенно ошибочно. Израиль претендует на то, чтобы стать «Национальным Государством Еврейского Народа», но это лишь инструмент для использования еврейской диаспоры и создания препятствий на пути «мирного процесса». В действительности же сходства между израильтянами и евреями диаспоры почти нет – оно не больше, чем между немцами и японцами.

Мартин Индык может ощущать родственную близость к Ципи Ливни, дочери бойца «Иргуна» (или «террориста», как называли таких бойцов британцы), но это заблуждение. Мифы и удары судьбы, сформировавшие Ципи не те, что сформировали Мартина, получившего образование в Австралии.

Если бы Барак Обама и Джон Керри были лучше знакомы с ситуацией, они осознали бы с самого начала, что при существующем в Израиле политическом раскладе эвакуация поселений, уход с Западного берега и компромисс по Иерусалиму совершенно невозможны.

ЭТО ЖЕ справедливо и для палестинской стороны.

Палестинцы убеждены, что они понимают Израиль. В конце концов, они уже десятилетия находятся под израильской оккупацией. Многие из них долгие годы провели в израильских тюрьмах и прекрасно говорят на иврите. Но в отношениях с израильтянами они допустили немало ошибок.

Последняя из них – убежденность в том, что Израиль выпустит на свободу четвертую партию заключенных. Все израильские СМИ, в том числе и умеренные, говорят об освобождении «палестинский убийц», а не палестинских активистов или борцов. Израильские партии соревнуются друг с другом и с правыми «жертвами террора» в обличении такого безобразия.

Израильтяне не в состоянии понять глубокого возмущения палестинцев отказом освободить заключенных – национальных героев палестинского народа, хотя сами израильтяне в прошлом обменяли тысячу арабских заключенных на одного израильтянина, ссылаясь при этом на иудейскую заповедь об «искуплении узников».

Говорят, что Израиль всегда продает «уступку» три раза: в первый раз, когда он ее обещает; во второй раз, когда он подписывает о ней официальное соглашение; и в третий раз, когда фактически должен ее осуществить. Так и получилось, когда пришло время осуществить уход с Западного берега по Ословским соглашениям, который так и не состоялся.

Палестинцы ничего не знают о еврейской истории в том виде, как ее преподают в израильских школах, очень мало – о Холокосте и еще меньше – о сионизме.

НА НЕДАВНИХ переговорах сначала обсуждался вопрос о «мире», потом о «рамках» дальнейших переговоров, а теперь уже о ведении переговоров о переговорах.

И никто не хочет прервать эту комедию, потому что все три стороны испытывают страх перед альтернативой.

Американская сторона боится генерального наступления сионистско-евангелическо-республиканско-адельсоновского бульдозера, который двинется на администрацию Обамы на следующих выборах. Уже теперь Государственный департамент пытается отчаянно отмежеваться от «пшика» Керри. Он ведь не думал, что вина лежит только на Израиле, утверждают они, потому что виновны обе стороны. Тюремщик и заключенный виновны в равной степени.

У израильского правительства, как обычно, много страхов. Оно боится третьей интифады в сочетании со всемирной кампанией по делегитимации и бойкоту Израиля, особенно в Европе.

Оно также опасается, что ООН, в настоящее время признающая Палестину лишь как государство-нечлен, будет постепенно продвигать ее дальше и дальше.

Палестинское руководство также боится третьей интифады, которая может перерасти в кровопролитное восстание. Хотя все палестинцы говорят о «ненасильственной» интифаде, немногие действительно верят в нее. Они помнят, что последняя интифада тоже была начата ненасильственно, но израильская армия ответила выстрелами снайперов по лидерам демонстрантов, и акции бомбистов-самоубийц стали неизбежны.

Президент Махмуд Аббас (Абу Мазен) отреагировал на отказ освободить заключенных, равнозначный личному оскорблению, подписанием документов, необходимых для присоединения Палестинского Государства к 15 международным конвенциям. Правительство Израиля разразилось гневом: «Да как они посмели!»

Этот акт мало что значит на деле. Одна из подписей означает, что Палестина присоединяется в Женевской конвенции. Другая касается защиты детей. Разве не следовало бы нам это приветствовать? Но израильское правительство опасается, что так сделан еще один шаг, приближающий Палестину к членству в Международном уголовном суде и, возможно, к привлечению Израиля к ответственности за военные преступления.

Аббас также планирует шаги по примирению с ХАМАСом и проведению палестинских выборов, чтобы усилить свои позиции на внутреннем фронте.

ОКАЖИСЬ вы на месте несчастного Керри, что бы вы на всё это ответили?

Один сплошной – «Пшик!»