Статьи Ури Авнери 

ТРЕТЬЯ ИНТИФАДА?


Так случится ли третья интифада? Я этого не знаю и сомневаюсь, что кто-то знает. Но если оккупации не видно конца, третья интифада рано или поздно разразится – совершенно неожиданно…

МОЖНО ли считать эти столкновения началом третьей интифады? – задавали себе вопрос на прошлой неделе многие эксперты по израильской безопасности. И не только они – их палестинские коллеги оказались в не меньшем замешательстве.

По всему Западному берегу палестинские подростки метали камни в израильских солдат. Почти 4500 палестинцев в израильских тюрьмах участвовали в трехдневной голодовке.

Непосредственной причиной волнений была смерть молодого палестинца во время допроса в «Шин Бет». Вскрытие причины смерти не обнаружило. Это не был сердечный приступ, как сразу же (и автоматически) заявили израильские официальные лица и прислуживающие им так называемые «военные корреспонденты». Явились ли ее причиной пытки, как почти без исключения убеждены палестинцы?

А, кроме того, было четверо заключенных, которые держат голодовку уже 150 дней (смягченную внутривенными вливаниями). Поскольку почти в каждой палестинской семье имеется (или был в прошлом) оказавшийся в заключении родственник, это известие вызвало всеобщее возбуждение.

ТАК, значит, назрело?

НЕУВЕРЕННОСТЬ сотрудников сил безопасности объясняется тем, что и первая, и вторая интифада начались неожиданно. Они застали и израильских, и палестинских лидеров врасплох.

Удивление с израильской стороны было особенно удивительно. Западный берег и полоса Газы, как тогда, так и теперь, нашпигованы израильскими осведомителями. Десятилетия оккупации позволили израильской службе безопасности завербовать их подкупом и шантажом. Как же она проморгала на этот раз?

Палестинское руководство, находившееся тогда в Тунисе, оказалось в таком же неведении. Ясиру Арафату понадобилось несколько дней, чтобы понять, что там происходит и воздать хвалу «Детям Камней».

Причина удивления в том, что обе интифады были совершенно спонтанны. Никто их не планировал, и поэтому никакой осведомитель не мог предупредить своего шефа.

Спусковой крючок первой интифады сработал от дорожной аварии. В декабре 1987 года израильский шофер задавил в Газе несколько палестинских рабочих. И прорвало. Вторую – вызвала преднамеренная израильская провокация после Кэмп-дэвидской конференции 2000 года.

К первой интифаде израильская армия была совершенно не готова. Министр обороны Ицхак Рабин прославился восклицанием: «Ломать им кости!», которое некоторые командиры восприняли совершенно буквально и ревностно исполнили. Немало рук и ног переломали тогда ружейные приклады.

Хотя вторая интифада тоже оказалась неожиданной, армия уже была готова к любому развитию событий. Войска были заблаговременно подготовлены. На этот раз никто костей не ломал, а рядом с командирами подразделений находились снайперы. При приближении мирной демонстрации офицер указывал на вожака, и снайпер его валил. Вскоре мирные демонстрации стали совсем немирными.

Армейские планы на случай третьей интифады мне не известны. Но можно не сомневаться, что если она начнется ненасильственным массовым протестом, то останется такой недолго.

ДВЕ НЕДЕЛИ назад 10-й телевизионный израильский канал показал документальный фильм о манипуляциях Шарона во время второй интифады.

Она началась, когда премьер-министр Эхуд Барак разрешил главе оппозиции Шарону посетить Храмовую гору в сопровождении сотен полицейских. Шарон – известный атеист-свиноед, и никаких религиозных мотивов для такого визита у него не было. Это была провокация в чистом виде.

Когда Шарон приблизился к мусульманским, святыням его приветствовали камнями. Полицейские открыли по камнеметателям огонь на поражение и убили несколько человек. Тут и началась вторая интифада.

Арафат в далеком Тунисе не имел к ней никакого отношения, но когда она разразилась, приветствовал ее. Командирами стали местные фатховцы.

Шарон вскоре оказался у власти, и всеми силами раскочегаривал топку. Есть документальный фильм, где его ближайшие помощники в пространных интервью раскрывают, что все действия Шарона были совершенно сознательны.

Его цель состояла в том, чтобы спровоцировать всеобщее восстание, что дало бы ему законный предлог для повторного захвата Западного берега после того, как некоторые его части были, по Ословским соглашения, переданы под управление палестинской администрации. И действительно, несколько акций террористов-самоубийц и другие насильственные действия дали необходимое ему внутри страны и на международном уровне оправдание для операции «Защитный щит», в ходе которой израильские войска вошли во все города Западного берега, неся смерть и разрушения. В частности, объектом постоянных захватов и ограблений стали учреждения палестинской администрации, включая Министерства образования и социального страхования, Арафат был окружен и заблокирован в своей резиденции «Муката» в Рамалле и несколько лет, вплоть до его убийства, фактически оставался пленником.

В этом фильме его советники охотно признают, что у Шарона и в мыслях не было выступить с инициативой по окончанию интифады – его единственная цель состояла в полном подавлении палестинского сопротивления грубой силой. В ходе интифады погибли 4944 палестинца и 1011 израильтян. (В предшествующей интифаде число погибших составило 1593 палестинца и 84 израильтянина).

Израильтяне полагают, что бесцеремонные действия Шарона принесли успех: вторая интифада выдохлась.

ТАК СЛУЧИТСЯ ЛИ третья интифада? А если случится, то когда? Может быть, она уже началась, или события последних дней были лишь генеральной репетицией?

Никто не знает, и меньше других наши силы безопасности. Нет никакой надежной информации от осведомителей. И опять всё зависит от минутной вспышки.

Об одном можно сказать со всей определенностью: Махмуд Аббас, наследник Арафата, очень этого боится. Он выждал несколько дней, и лишь когда убедился, что это не всеобщее восстание, приказал своей, обученной американцами полиции, вмешаться и положить конец демонстрациям.

Более того, он публично осудил массовые выступления и обвинил Биньямина Нетаньяху в их умышленном разжигании.

Одна из причин такого подозрения состояла в том, что в пятницу израильская полиция не помешала палестинским подросткам подняться на Храмовую гору, что она прежде делала при малейшем подозрении на нарушение порядка.

Я предложил этот вопрос нескольким знакомым. Допустим на минуту, что Аббас прав, тогда какие побудительные мотивы к этому могут быть у Нетаньяху?

Один из них ответил: он боится, что Барак Обама во время предстоящего визита в Иерусалим потребует возобновления «мирного процесса». Нетаньяху скажет ему, что из-за начавшейся новой интифады, это невозможно.

Другой сказал: Нетаньяху скажет президенту, что Аббас утратил влияние, и поэтому его нельзя рассматривать как надежного партнера.

Еще один ответ: Нетаньяху скажет израильтянам, что возникла чрезвычайная ситуация, и поэтому мы немедленно создадим правительство национального единства. Избиратели всех сионистских партий вынудят их присоединиться к этому правительству.

И тому подобное.

КАК БЫ то ни было, остается неотвеченный вопрос: произойдет ли в ближайшее время внезапный взрыв?

Честно говоря, я этого не знаю и сомневаюсь, что кто-то знает.

Отсутствие всякой реальной мирной инициативы делает новую интифаду при достижении определенной точки напряженности возможной. Сколько еще может продолжаться бесчеловечная оккупация, пока ей не будет брошен серьезный вызов?

C другой стороны, едва ли большие массы палестинцев внутренне готовы к борьбе. На оккупированных территориях сформировалась новая буржуазия, которое есть что, и немало, терять. Под эгидой ООН палестинскому премьеру Саламу Файаду удалось пробудить какую-никакую экономику, обеспечившую процветание немалого числа палестинцев.

Перспектива еще одного круга насилия их совсем не привлекает. Не привлекает она и бедняков, каждый день борющихся за своё выживание. И чтобы эти люди восстали, их нужно очень уж сильно вывести из себя каким-то чрезвычайным происшествием. Оно может произойти завтра утром, через неделю, через месяц или вовсе никогда.

Аббас обвиняет ХАМАС в разжигании беспорядков на Западном берегу, находящемся под управлением Фатха, тогда как сам ХАМАС соблюдает прекращение огня на подконтрольной ему полосе Газы. В настоящее время оба режима, каждый в своей части Палестины, заинтересованы в спокойствии, обвиняя друг друга в сотрудничестве с оккупантами.

(Полтора века назад Карл Маркс осудил усилия своего социалистического оппонента, Фердинанда Лассаля, по созданию рабочих кооперативов. Маркс утверждал, что когда у рабочих появится что-то, что им будет страшно потерять, они не поднимутся на восстание. Если вы хотите революцию, то, как предположительно сказал Ленин, «чем хуже – тем лучше»).

ЧЕМ БОЛЬШЕ люди по обеим сторонам разглагольствуют об интифаде, тем меньше шансов, что она действительно произойдет. Есть немецкое изречение: «Предсказанные революции не случаются».

Но если оккупации не видно конца, третья интифада рано или поздно разразится – совершенно неожиданно, когда никто о ней не будет разговаривать, когда все по обе стороны будут думать о другом.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf