Статьи Ури Авнери 

ГЛЯДЯ ИЗ ВИЛЛЫ


АДМИНИСТРАЦИИ Обамы достало сообразительности запрыгнуть в последнюю минуту в поезд арабских революций. Но мы из-за нашей исламофобии упустили золотую возможность создать себе новый образ среди молодых арабских революционеров.

УБИЙСТВО Муаммара Каддафи и его сына Мутасима выглядело отвратительно. Когда эти кадры снова и снова показывали по телевизору, буквально до тошноты, я старался отвести взгляд.

Коммерческое телевидение, конечно, делает деньги для магнатов, играя на низменных инстинктах и вкусах масс. А аппетит масс на зрелища такого рода ненасытен.

Но в Израиле есть и другая причина для бесконечного повторения сцен этого линча, и комментаторы откровенно объяснили ее. Эти сцены, в их представлении, доказывают примитивный, варварский и зверский характер арабских народов и вообще ислама.

Эхуд Барак любит повторять, что Израиль – это «вилла в джунглях». А сейчас его фраза стала общим местом наших СМИ, никогда не упускающих возможности заметить, что мы живем в «опасном соседстве» – не оставляя сомнений, что сам Израиль к этому соседству не относится. Мы – цивилизованный западный народ, к несчастью, окруженный дикарями.

(Как я говорил уже много раз, такое отношение восходит к основателю сионизма Теодору Герцлю, писавшему, что будущее сионистское государство станет «частью стены, которой цивилизация отгородится от восточного варварства»).

Поскольку такое отношение имеет далеко идущие психологические и политические последствия, рассмотрим вопрос подробнее.

Я ПРОТИВ смертной казни во всех ее формах. Я с отвращением отношусь к казням, совершаемым хоть в Техасе, хоть в Китае. Я считаю, что обычный суд над Каддафи был бы куда предпочтительней.

Но моей первой реакцией на это зрелище было: «Боже, как же должен народ ненавидеть этого правителя, чтобы поступить с ним таким образом!» Разумеется, десятилетия страшного террора, который обрушил на свой народ полоумный деспот, разрушили в нем остатки сострадания. (Фанатики, защищавшие Каддафи до последней минуты, и члены его племени, очевидно, лишь ничтожное меньшинство).

Клоунские наряды и экстравагантное поведение в зарубежных поездах отвлекали внимание мира от зверских сторон его правления. Вдруг ни с того, ни с сего, он наполнял страну ужасом, обрушивая пытки и гибель на любого, кто осмеливался высказать хотя бы критический намек, и проводил суды на стадионах, где рев обезумевшей толпы заглушал жалкие мольбы приговоренных. Был случай, когда его бандиты перестреляли 1200 заключенных тюрьмы Абу Салим в Триполи.

Да, он отпускал деньги на строительство школ и больниц, но это была лишь небольшая доля огромных доходов от продажи нефти, растранжиренных на чудачества или разворованных его семейством. В этой невероятно богатой стране население жило в бедности. От Египта до Туниса была проложена только одна узкая дорога, а уровень жизни в Ливии был втрое ниже нашего.

Не нужно быть варваром-арабом или мусульманином-архитеррористом, чтобы совершить то, что с ним сделали. И действительно, высоко цивилизованные итальянцы (в прошлом колониальные владыки Ливии) совершили в 1945 году в точности то же самое. Когда партизаны захватили пустившегося в бегство Муссолини, и тот жалобно молили о пощаде, они убили его на месте вместе с его любовницей. Их тела бросили на улице, а толпа плевала на них и пинала. Потом их подвесили за ноги на мясницкие крюки под крышей бензоколонки, и люди несколько дней кидали в них камни. Не помню, чтобы кто-то в цивилизованной Европе протестовал.

В отличие от Муссолини и Каддафи, Адольф Гитлер не был схвачен при попытке позорного бегства. Он предпочел более достойный уход. В последние недели Каддафи напоминал Гитлера, жившего в мире бредовых иллюзий, передвигавшего по карте несуществующие войска и до последней минуты уверенного в безграничной любви своего народа.

Николай Чаушеску, еще один кровавый тиран, встретил свой последний день – или час – в суде. Этот суд, как и прочие суды такого рода, был фарсом. На скорую руку его приговорили к смертной казни и тут же расстреляли вместе с женой.

КОНЧИНА Каддафи положила конец начавшимся несколько месяцев назад спорам.

Теперь нет никаких сомнений, что большинство ливийцев ненавидели Каддафи и приветствовали кампанию НАТО, содействовавшую его устранению. НАТО внесло важный вклад, но главная тяжесть борьбы легла на разношерстную ливийскую народную армию. Ливия сама освободила себя. Даже в Триполи именно народ положил конец тирании.

Некоторые добропорядочные европейские левые яростно набросились на меня, потому что я благословил отвратительное чудовище по имени НАТО. Сейчас, однако, стало очевидным, что эта интервенция воспринята с одобрением, пусть не всеми, но большинством ливийцев.

В чем же мои расхождения с этими левыми? Мне кажется, что они сами связали себя смирительной идеологической рубашкой. Во время Вьетнамской войны они обрели мировоззрение, отвечавшее той конкретной ситуации: во Вьетнаме были хорошие парни и плохие парни. Хорошие парни – это вьетнамские коммунисты и их союзники, а плохие – США и их марионетки. С тех пор они прикладывают этот шаблон к любой ситуации в мире, будь-то Южная Африка, Югославия или Палестина.

Но ни одна ситуация не похожа на другую. Вьетнам – это не Ливия, а проблемы Южной Африки имеют большое сходство с нашими. Политика великих держав может оставаться неизменной (и при этом очень непривлекательной), но между конкретными ситуациями есть огромная разница. Я был решительно против войн, которые США вели во Вьетнаме, Афганистане или Ираке, но вполне одобрял действия НАТО в Косово и Ливии.

При анализе я исхожу из того, чего хотят и в чем нуждаются люди, и лишь после этого решаю, применима ли в данном случае общая схема. Я рассматриваю ситуацию, так сказать, изнутри, а не снаружи.

Кроме того, я никогда не принимал догму, будто бы отвечающую на все вопросы: «Это всё из-за нефти». Каддафи продавал нефть на мировом рынке, и то же самое и на тех же условиях будут делать его преемники. Все международные корпорации для меня на одно лицо. Велика ли разница между российским «Газпромом» и американской «Esso»?

Некоторые прежние коммунисты сохранили привязанность к России, чуть ли не автоматически поддерживая ее позицию по международным вопросам от Афганистана до Сербии и Сирии. Почему? В чем сходство Владимира Путина с советами? Путин совсем не жаждет диктатуры пролетариата – ему достаточно собственной диктатуры.

ЕСЛИ дикарское убийство Каддафи распалило исламофобские наваждения Запада, то выборы в Тунисе подлили масла в огонь.

Караул! На выборах победили исламисты! «Мусульманское братство» возьмет верх в Египте! Арабская весна превратит весь регион в рассадник джихада! Израиль и Запад в смертельной опасности!

Всё это вздор, и к тому же опасный, потому что может разрушить любой разумный подход США и Европы к арабскому миру.

Да, ислам на подъеме. Исламистские партии сопротивлялись арабским диктатурам и становились объектом преследований, а поэтому после падения диктатур стали популярны – подобно тому, как европейские коммунисты обрели популярность после поражения фашизма. С тех пор поддержка их партий сильно сократилась.

Ислам – важная часть арабской цивилизации, и многие арабы его искренние приверженцы. Исламистские партии, несомненно, будут играть важную роль при любом демократическом арабском режиме. Точно так же как еврейские религиозные партии играют – увы – важную роль в израильской политике. Большинство этих партий умеренные, как, например, правящая исламская партия в Турции.

Разумеется, желательно, чтобы такие партии стали частью демократического строя, а не его врагами. У них должно быть место внутри палатки, иначе палатка рухнет. Я считаю, что это и в лучших интересах Израиля. Поэтому я и мои друзья приветствуем примирение Фатха с ХАМАСом и выступаем за прямые переговоры Израиля с ХАМАСом не только по вопросу об обмене заключенными.

Израильские СМИ кипят от возмущения: министр внутренних дел Ливии объявил, что исламский закон – шариат – будет положен в основу новых законов его страны. По-видимому, наши журналисты не слыхали о существовании в Израиле закона, утверждающего, что по всем правовым вопросам, для которых нет готовых ответов, пробелы будут заполняться галахой – иудейским религиозным правом. Более того, в Кнессет внесен новый законопроект, в котором прямо сказано, что юридические споры будут решаться по галахе.

Результаты выборов в Тунисе, на мой взгляд, вполне положительны. Как и предполагалось, умеренная исламистская партия получила значительное, но не абсолютное число голосов. Она будет вынуждена войти в коалицию со светскими партиями, и стремится к этому. Этим партиям, совершенно новым и практически неизвестным, необходимо время для выработки своих платформ и развития структуры.

Добавлю свой личный штрих. Я и Рахель бывали в Тунисе много раз, чтобы встретиться там с Ясиром Арафатом, и нам очень понравился народ этой страны. Нас особенно тронуло, что многие мужчины на улицах носили за ухом цветок жасмина. Надо ли удивляться, что там произошла бескровная «жасминовая революция».

Если выборы в других арабских странах пройдут, что вполне вероятно, по той же схеме, можно считать это удачей.

АДМИНИСТРАЦИИ Обамы достало сообразительности запрыгнуть в последнюю минуту в поезд арабских революций. У нас на это ума не хватило. Из-за нашей исламофобии мы упустили золотую возможность создать себе новый образ среди молодых арабских революционеров.

Вместо этого, мы выставили напоказ нашу добропорядочность на фоне ливийского варварства, еще раз обнаружившего истинный характер джунглей, окружающих нашу виллу. ============ Все статьи Ури Авнери выложены на сайте израильского Корпуса мира «Гуш Шалом»: http://zope.gush-shalom.org/home/ru/avnery