Статьи Ури Авнери 

МАРШ ГЛУПОСТИ


ЕСТЬ два взгляда на истрические катастрофыː одни видят в них злой умысел негодяев, а другие – проявление глупости.

МОЙ ПОКОЙНЫЙ ДРУГ, Натан Йеллин-Мор (NathanYellin-Mor), политческий лидер подпольного «ЛЕХИ», однажды сказал о неком деятеле, что он «невеликий мыслитель и немалый дурак»

Эта фраза приходит мне на ум всякий раз, когда я думаю об о Гиладе Эрдане, нашем Министре общественной безопасности. Его роль в событиях последних нескольких недель, чуть не взорвавших весь Ближний Восток, подтверждает это суждение.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, Биньямин Нетаньяху напоминает мне о высказыванииː «Умный человек – тот, кто знает, как выбраться из ловушки, в которую мудрый не попадает».

О Нетаньяху ябы сказал, что онː «Очень умный, но далеко не мудрый человек». ЕСТЬ два взгляда на истрические катастрофыː одни видят в них злой умысел негодяев, а другие – проявление глупости.

Понять первых несложно. Ведь невозможно представить, что вся наша жизнь зависит от прихоти горстки дураков, не имеющих ни о чем понятия.

Например, не так уж трудно представить, что Биньямин Нетаньяху отдал тайный приказ службе безопасности в Израильском посольстве в Аммане убить двух иорданцев, чтобы дать ему (Нетаньяху) возможность провести переговоры с королем Иордании об освобождении нашего парня взамен на удаление металлодетекторов с Храмовой горы в Иерусалиме. Гениально!

Другая версия намного прозрачней. В соотвествии с ней, почти все люди, оперделяющие судьбу наций и стран – императоры и короли,государственные деятели и генералы, левыеиправые – полныеглупцы. Мысль страшная!Но так было и есть повсюду в мире, и особенно в Израиле.

Один из моих приятелей сказал на этой неделеː «Нет никакой необходимости, как предлагалось, устанавливать камеры наблюдения на Храмовой горе. Их нужно установить в помещении кабинета, потому что именно там источник самой большой опасности для будущего Израиля». Аминь.

БАРБАРЕ Тухман, американо-еврейскому историку, принадлежит фразаː «Марш глупцов» («TheMarchofFolly»). Она исследовала несколько исторических катастроф и показала, чтот они были вызваны вопиющей глупостью.

Один пример. Первая мировая война, поглотившая миллионы жертв, произошла в результате ряда совершенно дурацких действий.

Сербский фанатик убил австрийского эрцгерцога, на которого он напал случайно, когда запланировання попытка покушения на эрцгерцога провалилась. Австрийский император обрадовался такому случаю проявить отвагу и предъявил Сербии ультиматум. Русский царь мобилизовал армию, чтобы защитить своих братьев-славян.В германском генеральном штабе имелся чрезвычайный план, предусматривавший, что как только русские приступят к мобилизации своегонеповоротливого войска,германская армия пересечет Францию и разгромит их армию еще до того, как как она будет готова к борьбе. Англияобъявилавойну, чтобыпомочьФранции.

Никто из этих действующих лиц не хотел войны, тем более мировой, но каждый из них внес свою толику глупости. Вместе они начали войну, оставившую миллионы погибших, раненых и искалеченных. В конце концов, они согласились, что единственным виновником был кайзер Германии, тоже не обделенный глупостью.

ТОТ ЖЕисторик был бы счастлив описать недавние инциденты на Храмовой горе в Иерусалиме.

Трое палестинских фанатиков, граждан Израиля, убили троих «бойцов» пограничной охраны, которые оказались друзами. (Друзы – это отдельная полумусульмансткая секта).

Кого-то, вероятно, из полиции осенила блестящая идея установить у входа на гору металлодетекторы¸чтобы предотвратить такие нападения.

Хватило бы трех минут на размышление, чтобы понять вздорность этой идеи. В хороший день наХрамовую гору поднимаются сотни тысяч мусульман, чтобы соврешить молитву в мечети аль-Акса, одной из трех главных святынь ислама (послеМекки и Медины), или рядом с ней. Заставить их пройти через детекторы – это всё равно что провести слона через игольное ушко.

Досаточно было бы позвонить сотрудникам ВАКФ, который ведает этой горой. Они отвергли бы эту идею, потому что она утверждала израильский суверенитет над святым местом. Можно было бы позвонить и королю Иордании, которому формально подчиняется ВАКФ, и это положило бы конец нелепостям.

Но идея дошла до Эрдана, мгновенно сообразившему, что такой поступок сделает его героем. Эрдану 46 лет, он учился в религиозной школе. Службу в армии проходил не в боевых частях, а в офисе. Типичная карьера политика правого крыла. Эрдан повел себя как ребенок, играющий со спичками возле бочки с бензином. Металлодетекторы были установлены без согласования с ВАКФ или с королем. В последний момент Эрдан поставил в известность Нетаньяху, отправлявшегося в зарубежную поездку.

У Нетаньяху есть много дорогостоящих увлечений, и одно из самых излюбленных – отправляться за рубеж для встречи с великими мира сего, доказывая тем, что он один из них. Ему предстояла встреча с новым президентом Франции, а затем с четырьмя лидерами Восточной Европы, полудемократами и четвертьфашистами. У Нетаньяху не было охоты накануне встречи с мировыми гигантамивникать во вздорные предложения одного из своих гномов. Не вполне понимая, что происходит, он дал согласие на детекторы.

Остается неясным, когда вопрос был поставлен перед Общей службой безопасности (ШАБАК). Но этот орган глубоко вовлеченный в арабскую реальность, предупреждал о нежелательности этой меры. Такого же мнения была и армейская раззведка. Но кто они в сравнении с Эрданом и его кипоносным полицейским командиром, тоже далеко не гением?

В ту минуту, когда детекторы были установлены, произошел взрыв. В глазах мусульман этот шаг выглядел попыткой Израиля изменить статус-кво и стать хозяином Храмовой горы. Бензин вспыхнул.

Глупость принятого решения стала очевидной сразу. На сцену вышли Иегова и Аллах. Верующие мусульмане отказались проходить через детекторы, и множество их предпочло молиться на улицах.

Серьезность положения вскоре стала очевидной. Мусульмане, граждане Израиля и жители оккупированных территорий, бывшие за минутудо этого безликой массой, внезапно проявили себя народом, полным решимости к борьбе. И это было реальным достижением Эрдана. Браво!

Детекторы не обнаружили никакого оружия, но наглдядно продемонстрировали глупоость правительства. Массовые демонстрации прошли в Иерусалиме и в арабских городах Израиля, на оккупированных территориях и в соседних странах. В конце первой недели погибло семь человек и сотни были ранены.

Новый идол получил имя «Суверенитет». Израильские власти не могут удалить детекторы, не отказавшись от суверенитета (и при этом не отдав его террористам). ВАКФ не может уступить, не пожертвовав «суверенитеом» над третьим святым местом ислама. Кстати, ни одно правительство в мире не признаёт израильского суверенитета над Восточным Иерусалимом.

Мусульмане опасаются, что если евреи овладеют Храмовой горой, они разрушат «Купол Скалы» (прекрасное сооружение с голубым верхом, увенчанное золотым куполом) и мечеть аль-Акса и построят на их месте Третий Храм. Идея кажется безумной, но в Израиле уже есть несколько маргинальных групп, готовящих священнослужителей и изготавливающих принадлежности для Храма.

Как утверждает Барбара Тухман, лидеров можно было бы обвинить в глупости, если бы нашелся, по меньшей мере, один мудрый человек, предостерегший их. В нашем случае таким человеком был Моше Даян, который сразу же после овладения горой в 1967 году приказал убрать с нее израильский флаг и запретил солдатам заходить туда.

НИКТО не знал, как выбраться из этого тупика. Нетаньяху не прервал успешного заграничного турне и не поспешил домой, чтобы взять всё в свои руки. А зачем? Если бы он спешил домой каждый раз, когда один из его подручных соврешит какую-то глупость, как бы он и его супруга Сарале смогли бы наслаждаться путешествиями по разным странам? И тут случилось чудо. Вмешался сам Всевышний.

Иорданец, выполнявший работы в помещении охраны в израильском посольстве в Аммане, вдруг набросился на охранника посольства с отвертской илегко ранил его. Охранник выхватил пистолети застрелил рабочего. Заодно он застрелил и владельца помещения, иорданского врача.

Неясно, произошел ли инцидент из-за спора о деньгах или рабочий вдруг решил стать «шахидом» (мучеником). Неясно также, почему охраник егозастрелил, а не выстрелил ему в ногу или не не применил прием самбо, которым был обучен. Бывший премьер-министр, Ицхак Шамир, сам не последний террорист, когда-то заявил, что ни одному (арабскому) террористу не должно быть позволено уйти с места теракта живым. И в самом деле, почти никто не уходил живым, будь-то девчонка с ножицами или рабочий с отверткой. Даже тяжело раненного участника нападения, истекающего кровью на земле, добили выстреломв голову. (Совершившего этот выстрел на недавно отпустили).

Как бы то ни было, но для Нетаньяху и Эрдана этот инцидент оказался даром с небес. Иорданский король согласился отпустить охранника без расследования в обмен наудаление детекторов в Иерусалиме. Нетаньяху согласился, и вся страна вздохнула с облегчением. Никакой израильтянин не стал бы возражать против удаления детекторов, если это спасло жизнь одному из наших отважных ребят. Ведь теперь речь шла не об отаказе от «суверенитета», а о спасении еврея – и это древняя еврейская заповедь.

Все сотрудники посольства вернулись в Израиль –путь около часа на машине – и Нетаньяху отпраздновал «спасение», хотя никто им не угрожал. МЕЖДУ тем произошло еще одно событие.

Нетаньягу не боится ни Бога, ни арабов – он боится Нафтали Беннета. Беннет – лидер «Еврейского дома», наследника «Национально-религиозной партии», в прошлом одной из самых умеренных в стране. Но теперь она стала крайней партией правого крыла. Образует она небольшую фракцию в Кнессете (8 членов из 120), но этого достаточно для развала коалиции и низвержения правительства. Нетаньяху испытывает перед ней смертельный ужас.

Когда буря из-за детекторов была в самом разгаре, молодой араб проник в поселение Халамиш и убил трех членов семьи поселенцев . Онбыл ранен, но чудесным образом остался в живых, захвачен и отправлен в больницу. Всего через несколько часов Беннет и госпожа Министр юстиции из его партии потребовали смертной казни для напавшего. В Израиле нет смертной казни, но по какой-то причине упоминание о ней не исключено из кодекса военных судов. Поэтому Беннет и его очаровательная Министр юстиции потребовали применить ее.

В истории Израиля смертная казнь по суду была применена лишьв двух случаяхː к архитектору Холокоста Адольфу Эйхману и одному инжереу, осужденному за шпионаж (как выяснилось, ошибочно) в первые недели существования государства. Требовать смертную казнь для мусульманских«террористов» нелепоː каждый из них мечтает стать «шахидом» – ведь тот, кто жертвует жизнью радиАллаха, попадает в рай. Казнь была бы осуществлением их мечты. И ничто не возбуждает национальных и междунардных эмоций больше, чем казнь.

В радетелях смертной казни и поддерживающего их общества есть нечно болезненное. Если бы их требование былопринято (нет ни малейшего шанса) это стало бы великой победой мусульманских фанатиков. К счастью, все изрильские службы безопасности решительно возражают против казни.

Но в высших кругах, где глупость правит бал, призыв к смертной казни вызывает некоторое понимание и поддержку.