Статьи Ури Авнери 

НЕВЕРОЯТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ С БАШАРОМ


ПЕРВЫЙ вопрос, который задал бы Шерлок Холмс: В чем смысл этой операции? Кто и что мог бы от нее выиграть? Для Башара она не имела никакого смысла. Устраивая газовую бомбардировку своих граждан, он мог только проиграть.

КОНАН ДОЙЛЬ, создатель легендарного Шерлока Холмса, дал бы этому случаю название: "Невероятное происшествие с Башаром аль-Асадом".

Оно действительное невероятное.

Речь о злодеяниях Башара аль-Асада, сирийского диктатора, который бомбил свой собственный сирийский народ нервно-паралитическим газом зарин, от чего жертвы умирали мучительной смертью.

Как и все люди в мире, я узнавал о его мерзких деяниях через несколько часов после их совершения. Как и все, я был шокирован. И всё же…

И ВСЁ ЖЕ, я профессиональный журналист-расследователь. 40 лет я был главным редактором еженедельного журнала, разоблачившего почти все главнейшие израильские скандалы тех лет. Я ни разу не проиграл ни одного процесса по серьезному иску против меня о клевете, и вообще исков против меня почти не подавали. Пишу об этом не из тщеславия, а чтобы придать некоторый вес тому, что я собираюсь сказать.

В свое время я принимал решения об опубликовании тысяч разоблачительных статей, относившихся, в том числе, и к самым важным лицам в Израиле. Менее известно, что я отказывался от публикации сотен других материалов, не обладавших необходимой убедительностью.

Как я принимал решения? Прежде всего, просил представить подтверждение. Где доказательства? Кем были свидетели? Есть ли письменные документы?

Но всегда остается нечто не поддающееся определению, некий тайный советник в уме редактора, предупреждающий его: подожди, здесь что-то не так. Чего-то не хватает, что-то не рифмуется.

Хотите, называйте это ощущение внутренним голосом или интуицией. Предостережение, возникающее в первую минуту, когда вы узнаёте о происшествии. Будь начеку. Проверь и перепроверь.

Это и произошло, когда я впервые услышал о том, что 4 апреля Башар аль-Асад произвел бомбардировку Хан-Шейкун нервно-паралитическим газом.

Внутренний голос шепнул мне: обожди, здесь что-то не так. Что-то сомнительно.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО – сообщение пришло слишком быстро. Всего через несколько часов после происшествия все уже знали, что это сделал Башар.

Ну конечно, Башар! Какие тут нужны доказательства? Зачем терять время на проверку? Кто еще, кроме Башара?

Так ведь есть множество других кандидатов. Война в Сирии не двусторонняя, даже не трех- или четырехсторонняя. Невозможно сосчитать эти стороны.

Есть диктатор Башар и его ближайшие союзники: Исламская республика Иран и Партия Бога (Хизбалла) в Ливане, оба шииты. Есть оказывающая тесную поддержку Россия. Есть США – дальний враг, поддерживающий полдюжины (кто их считал?) местных милиций. Есть курдские милиции и, разумеется, ИГИЛ – Исламское государство Ирака и аль-Шама (Аль-Шам на арабском – Большая Сирия).

Это не определившаяся война одной коалиции против другой. Тут все воюют со всеми и против всех. Американцы и русские с Башаром против ИГИЛ. Американцы и курды с Башаром и русскими. "Милиции" повстанцев друг с другом, с Башаром и с Ираном. И так далее. (Где-то здесь прорисовывается Израиль. Но об этом – тс-с-с…)

Как же возможно на столь удивительном поле сражений установить уже через несколько минут после газовой атаки, что произвел ее именно Башар?

Компас политической логики дает сбой. Башар в последнее время одерживал победы. У него не было ни малейшей причины производить операции, которые бы поставили в неловкое положение его союзников, особенно русских.

ПЕРВЫЙ вопрос, который задал бы Шерлок Холмс: В чем смысл этой операции? Кто и что мог бы от нее выиграть?

Для Башара она не имела никакого смысла. Устраивая газовую бомбардировку своих граждан, он мог только проиграть.

Конечно, если он не сошел с ума, но ничто на это не указывает. Напротив, он, по-видимому, полностью контролирует свои эмоции. И куда нормальнее Дональда Трампа.

Я не люблю диктаторов. Мне не нравится Башар аль-Асад, диктатор и сын диктатора. ("Асад", кстати, означает "лев"). Но я понимаю, почему он там.

Долгое время после Первой мировой войны Ливан был частью Сирии. Обе страны – мешанина сект и народов. В Ливане есть христиане-марониты, греки-мелькиты, греки-католики, римские католики, друзы, мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты и другие. Евреи почти полностью покинули Ливан.

То же и в Сирии с добавлением курдов и алавитов, последователей Али, которых можно считать мусульманами или немусульманами (смотря по тому, кто считает). Сирия также разделена на города, ненавидящие друг друга: Дамаск – политическая и религиозная столица, и Алеппо – экономическая столица, а между ними – Хомс, Хама и Латакия. Большая часть страны – пустыня.

После многих гражданских войн эти две страны нашли для себя разные решения. В Ливане пришли к национальному соглашению, по которому пост президента навсегда закреплен за маронитом, пост премьер-министром – за мусульманином-суннитом, командующего армией – за друзом, а не имеющий реального значения пост спикера парламента – за шиитом. (До появления Хизбаллы шииты находились на самой нижней ступеньке этой лестницы).

В Сирии, стране гораздо боле воинственной, пришли к другому решению: к согласованной диктатуре. Диктатора назначали из наименее влиятельной секты: алавитов. (Знатоки Библии припомнят, что когда израэлиты выбирали своего первого короля, они отдали предпочтение Саулу из самого маленького племени).

Вот почему Башар продолжает править. Разные секты и части страны опасаются друг друга. Им нужен диктатор.

ЧТО знает Дональд Трамп обо всех этих хитросплетениях? Ровным счетом ничего.

Он был до глубины души потрясен снимками жертв газовой атаки. Женщины! Дети! Очаровательные младенцы! И поэтому тут же решил наказать Башара бомбардировкой его аэродромов.

Приняв такое решение, он созвал своих генералов. Генералы нерешительно возражали. Они знали, что Башар не имеет к этому отношения. Несмотря на враждебность, американские и русские ВВС (еще одна удивительная деталь) тесно взаимодействуют, чтобы избежать инцидентов и не начать Третью мировую войну. Поэтому они знают всё о любой миссии, и сирийские ВВС – часть этой схемы.

Генералы в окружении Трампа, в общем, нормальные люди, но Трамп отказался их слушать. Поэтому они запустили ракеты, чтобы разрушить сирийский аэродром.

Америку охватил энтузиазм. Все антитрамповские газеты, во главе с "Нью-Йорк таймс" и "Вашингтон пост", поспешили выразить восхищение его гением.

И вот появляется Сеймур Херш, известный всему миру репортер-расследователь, разоблачивший американские зверства во Вьетнаме и американские камеры пыток в Ираке Он тщательно расследовал этот случай и не нашел ни малейшего подтверждения и почти полную невозможность использования Башаром нервно-паралитического газа в Хан Шейкуне.

Что же потом? Нечто непостижимое: все прославленные американские газеты, включая "Нью-Йорк таймс" и "Нью-Йоркер" отказались напечатать его материал. Как и престижное лондонское "Review of Books". В конце концов, он нашел прибежище в немецкой "Вельт ам Зонтаг".

Для меня главное именно в этом. Кто-то мог верить, что в мире – а особенно в "Западном мире" – полно честных газет, тщательно расследующих события и публикующих правду. Это не так. Возможно, они не лгут сознательно. Но они пленники лжи.

Через пару недель после этого случая одна израильская радиостанция взяла у меня интервью по телефону. Интервьюер, журналист с правого крыла, спросил меня о подлом применении Башаром газа против собственных граждан. Я ответил, что не видел никаких доказательств его ответственности.

Интервьюер был совершенно потрясен и быстро сменил тему. Но тон голоса выдавал то, что было у него на уме: "Я всегда подозревал, что Авнери малость чокнутый, а теперь вижу, что у него совсем крыша поехала".

В отличие от старого доброго Шерлока Холмса, я не могу сказать, кто это сделал. Вдруг, в конце концов, окажется, что это был Башар. Я лишь знаю, что никаких доказательств этого нет.