Статьи Ури Авнери 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАГАДКА


Многие израильтяне – включая меня – полагают, что Нетаньяху ведет страну к предначертанной катастрофе. Но он талантливый политик-практик, знаток повседневных политических комбинаций. И нет, как представляется, поблизости никакого другого практика, кто мог бы занять его место.

КАКАЯ разница между "Управлением" и "Корпорацией"?

Не знаете? Вы в рядах 8,5 миллионов израильтян, которые тоже не знают.

Это наша национальная загадка. Вся страна ломает над ней голову. Премьер-министр объявляет, что он "пойдет до самого конца", чтобы достичь своей цели. Какой цели? Я не знаю. Я не уверен, что кто-то знает. Никто, кого я знаю, не знает.

Премьер-министр угрожает, что случится самое худшее. Если он не достигнет своей цели – какой бы она ни была – он устроит нечто ужасное: объявит новые выборы. И пусть народ решает, что ему важнее: Управление или Корпорация. Чем бы они ни были.

О ЧЕМ вообще речь? Одно ясно: дело в общественных СМИ.

Биньямин Нетаньяху хочет иметь их под своим контролем. Полностью и абсолютно. Радио. Телевидение. Социальные сети. Всё вместе.

Похоже, не так уж легко их крепко ухватить.

Задолго до того, как здесь появился Израиль, и задолго до того, как появилось телевидение, Британское правительство Палестины основало "Голос Иерусалима", радиостанцию, сообщавшую нам новости во все годы Второй мировой войны. Когда возникло государство Израиль, эта радиостанция стала "Голосом Израиля". Управление по вещанию осталось. Формально оно подчинено правительству, но обладает значительной автономностью.

Потом появилось телевидение. У него есть несколько каналов, и один из них – общественный. Принадлежит он тому же самому органу власти.

Нетаньяху очень чувствительный. Он не любит критики, и его супруга, Сареле, тоже ее не любит. Королевская чета раздумывала, как бы заставить замолчать нахальные голоса, и, наконец, набрела на решение: упразднить Управление и создать Корпорацию. Такой незамысловатой хитростью они разом избавлялись от надоевших им старых рук (и ртов).

Сказано – сделано: проведены законы, принят бюджет, нанят новый персонал.

НО ТУТ Нетаньяху – или его супруга – однажды пробудились ночью и спросили себя: "Что это мы натворили?"

Кто разъяснит этим добрым людям из Корпорации, что им передавать, а что – нет?

Новая Корпорация была построена по примеру обожаемой Би-би-си – Британской вещательной корпорации. Но Би-би-си обладает большой независимостью. Неужели мы хотим, чтобы наша Корпорация пренебрегала пожеланиями Премьер-министра? А, тем более, пожеланиями его супруги?

Конечно, нет. Стоп, отбой!

Здесь и стоим. Старое Управление еще не расформировано, его раздутый персонал не уволен. Его телевизионные и радиостанции ведут передачи ежедневно и еженощно. А тут еще появилась новая радиовещательная Корпорация с полным штатом новых сотрудников, и они должны приступить к работе 30 апреля, ровно через месяц и пять дней с сегодняшнего дня.

Кто же будет вести передачи 1 мая? Управление? Корпорация? Оба? Никто? Знает только Всевышний, а, возможно, не знает и Он.

Кто же противник Нетаньяху в этой борьбе? Очень неожиданный противник: Моше Кахлон, Министр финансов. Человек мягкий, без претензий, с неувядающей улыбкой на устах, бывший член "Ликуда". Но Всевышний – тот же самый – превратил милого котенка во льва. Чудеса всё же случаются.

Мне случилось на этой неделе побывать на радиостудии. Вещающие люди собрались вокруг меня. Я спросил их, одного за другим, за что вы боретесь? Они пытались, как могли, объяснить это мне. В конце концов, я так и не понял, и они, как мне кажется, тоже.

НА ЭТОЙ неделе Нетаньяху совершил государственный визит в Китай, чтобы удалиться отсюда подальше. Отношения между двумя мировыми державами – Китаем и Израилем, слоном и мышью – хорошие. Премьер министру показали страну. Повезли на Великую Стену. Его запечатлели на фотоснимке в кругу мужчин в черном и одной женщины в красном, его супруги. Но он, пренебрегая неповторимым пейзажем, разговаривал по телефону.

C кем именно – это неотвязные журналисты быстро выяснили. Премьер-министр разговаривал с подчиненными в далеком Израиле о том, как заглушить росток новой Корпорации и укрепить старое Управление. Его Министр финансов заявил, что, случись такое, он свалит правительство, что сделает новые выборы, если Нетаньяху захочет остаться у руля, неизбежными. Почему? Потому что без Кахлона и его партии "Кулану" Нетаньяху и его ультраправая коалиция лишатся большинства. Теоретически Нетаньяху мог бы сформировать новое правительство. Выборы не нужны. Простая арифметика.

Ну, да… Но арифметика – не политика. Эта новая коалиция должна будет включить арабскую партию, а это слишком и для Лапида, и для Герцога.

Во время всех этих занятных дел, голос оппозиции совсем не был слышен. Как если бы Всевышний – всё тот же – лишил ее речи. Как если бы обычно словоохотливый Яир Лапид, у которого есть перспектива возглавить после следующих выборов крупнейшую партию в Кнессете, вдруг лишился дара слова. Несчастный…

Не так уж он несчастен как Ицхак Герцог, лидер "Сионистского лагеря", иными словами, "Аводы". Но и от него ни словечка. Неужели ему нечего было сказать? Невероятно для политика.

Откуда вдруг это внезапное онемение? Всё просто: с обеих сторон конфликта имелись журналисты. А какой же политик захочет ссориться с журналистами? Кто осмелится, кроме Биньямина Нетаньяху?

ЧЕГО ЖЕ он хочет? К чему такая суматоха?

Решить эту загадку совсем несложно: Нетаньяху стремится к единоличному непосредственному контролю над всеми израильскими СМИ. Он хочет получить право указывать каждому отдельному вещателю о чем говорить, и о чем молчать.

После последних выборов он удерживает в своих руках не только посты Премьер-министра и Министра иностранных дел, но и Министра связи – не столь уж значительной структуры, если забыть, что оно контролирует все государственные субсидии, выдаваемые СМИ. По какой-то технической причине Верховный суд вынудил Нетаньяху отказаться от этого поста, который он передал одному из своих подхалимов.

Контроль над всеми СМИ – мечта каждого демократического правителя. (Диктаторы об этом не мечтают, потому что обладают таким контролем.) Нетаньяху уже имеет полный контроль над крупнейшей ежедневной газетой в Израиле, которая распространяется бесплатно. Это подарок одного из его самых ревностных почитателей: американского магната казино Шелдона Адельсона.

Подслушали, что владелец настоящей ежедневной газеты примерно такого же масштаба предложил Нетаньяху привилегированное отношение взамен на сокращение тиража его личной газеты.

КАКОГО вообще рожна нужны Нетаньяху все эти махинации?

Его власть стоит на прочном основании. Он уже осуществил мечту политика: у него нет преемника. Все возможные наследники давно устранены. Спросите любого из его недоброжелателей, в ком они видят ему замену, и все они как воды в рот наберут.

Многие израильтяне – включая меня – полагают, что Нетаньяху ведет страну к предначертанной катастрофе. У него нет никакого видения мира, кроме националистического фанатизма его покойного отца, историка испанской инквизиции. В смысле интеллектуальном, он – ноль.

Но он талантливый политик-практик, знаток повседневных политических комбинаций, включая отношения с зарубежными странами. И нет поблизости никакого другого практика, кто мог бы занять его место.

Так что, в данное время мы на нем застряли: с его Управлением или с его Корпорацией.