Статьи Ури Авнери 

ПРЕЗИДЕНТ КОНГ


Глобализация в духе времени, и ничего с этим Трамп не поделает. Он не в состоянии вернуть политику протекционизма 18-го века.

Я ЗНАЛ, что он напоминает мне кого-то, но никак не мог вспомнить, кого. Кто это так яростно колотил себя в грудь?

Потом вспомнил. Это был герой фильма, выпущенного на экран, когда мне было 10 лет: Кинг-Конг.

Кинг-Конг – огромный примат с золотым сердцем. Он взбирается на высоченные здания и мизинцем стаскивает с неба самолеты.

Обалдеть! Президент Конг! Самое могучее существо на земле.

КТО-ТО из нас наделся, что Дональд Трамп окажется совсем другим человеком, чем его электоральный образ. В ходе избирательной кампании произносится много бессодержательного вздора, о котором забывают на следующий день.

Но следующий день пришел и ушел, а вздор умножился. Немыслимый Трамп, в существование которого мы не очень верили, есть и останется, по меньшей мере, на четыре года.

В первый день его пребывания в должности мы наблюдали нелепую сцену двух мальчишек, спорящих на школьном дворе, у кого больше.

В данном случае, толпа на инаугурации. Трамп утверждал, что она самая большая из больших. Как и следовало ожидать, через несколько минут на ТВ появилась аэросъемка, на которой все увидели, что толпа Барака Обамы была гораздо внушительней.

Ну и что? Он извинился? Ничуть не бывало – настаивал на своем.

Появилась представительница и объяснила, что всё это – просто "альтернативные факты". Волшебная фраза! Жаль, что я не знал ее двадцать лет, когда был журналистом. Если я говорю в полдень, что сейчас полночь – это альтернативный факт. (Что, конечно, верно – для Гавайев и других мест).

Я очень слабо разбираюсь в экономике. Но самая элементарная логика говорит мне, что экономические обещания Трампа – вздор. Болтовней рабочие места не возвращают.

Ручной труд потерян вследствие автоматизации. Лет 300 назад в Германии и в Британии текстильщики разрушали машины, которые отбирали у них работу. Это им не помогло. Теперь Трамп хотел бы вернуть мир на сто лет назад.

Сто лет назад тысяча человек выполняла работу, которую теперь делают десять. Так будет и впредь, даже если вы разобьете все компьютеры в мире.

Глобализация в духе времени. Это естественное следствие ситуации, которая позволяет мне отреагировать на слова Трампа через несколько секунд после того, как они произнесены. И при которой я могу облететь мир меньше чем за 80 часов.

Ничего с этим Трамп не поделает. Он не в состоянии вернуть политику протекционизма 18-го века. Если он введет штрафные пошлины на импорт из Китая, Китай наложит пошлины на импорт из США. Уже на этой не деле разразилась торговая война между США и Мексикой.

ДОВЕРЧИВЫЕ могут поверить таким незамысловатым лозунгам. И это возвращает нас к проблеме демократии.

Совсем недавно я прочел статью, утверждавшую, что демократия мертва. Ушла в прошлое. Сгинула.

Уинстону Черчиллю принадлежит знаменитое изречение, что демократия – очень плохая система, но все прочие до настоящего времени были еще хуже.

Еще он говорил, что лучшим доводом против демократии может быть пятиминутный разговор со средним избирателем.

Демократия может функционировать, если между кандидатом и избирателями имеется хорошо отлаженный фильтр: правдивая пресса и образованная элита. Даже в Германии 1933 года с миллионами безработных Адольф Гитлер никогда не получил бы большинства на свободных выборах.

Теперь, когда кандидаты обращаются к избирателям непосредственно через социальные сети, фильтры перестали действовать. И Правда – тоже. Самое несусветное вранье проникает за считаные секунды через твиттер и фейсбук в умы миллионов людей, совершенно неспособных его оценить.

Кажется, именно Йозеф Геббельс написал, что чем чудовищнее ложь, тем больше ей верят, потому что простой человек не может представить, что кто-то может так немыслимо лгать.

Например, утверждение Президента Трампа, что у него украли три миллиона голосов, и поэтому он проиграл по голосам избирателей. Никаких доказательств. Даже следа подтверждающих фактов. Чушь и вздор, но простой человек, возможно, поверит.

Если же демократия устарела, то что вместо нее? Как Черчилль доверительно сообщил нам, ничего лучше нее нет.

ТАКОВ урожай первой недели в должности: каждый день еще больше куч вранья, или "альтернативных фактов".

Так что же по реальным проблемам?

Если мы думали, что большинство его политических обещаний – обычный предвыборный треп, мы ошиблись. Трамп стал добросовестно выполнять свои обещания одно за другим.

Право на аборт. Защита окружающей среды. Медицинская страховка. Налоги на сверхбогатых – всё спустили в Потомак.

Это тоже признак нового века: самые бедные голосуют за богачей вопреки своим собственным элементарным интересам. Такова теперешняя Америка. И таков же Израиль.

ДА, ИЗРАИЛЬ. Он охвачен теми же бесконечными спекуляциями об обещаниях Трампа перенести посольство США в Иерусалим.

Можно предположить, что у Израиля есть проблемы и поважнее. Разразилась некая гражданская война между правительством и арабским меньшинством, составляющим 21% граждан в собственно Израиле. Есть жертвы с обеих сторон. Особенно среди бедуинов (также собственно в Израиле), которые добровольно служат в армии, но чьи дома правительство разрушает, чтобы освободить место для еврейских поселенцев.

И оккупация Западного берега. И блокада полосы Газа. И различные коррупционные расследования в отношении Премьер-министра и его жены. И предположительно огромные взятки родственникам Биньямина Нетаньяху за приобретение подводных лодок. И взятки газетным магнатам.

Нет, всё это сущий пустяк в сравнении с местом американского посольства.

План ООН 1947 года по разделу, ставший правовой основой для Государства Израиль, не включал Иерусалим в территорию Израиля. Он предусматривал создание в Палестине еврейского и арабского государств, а для Иерусалима и Вифлеема – статус отдельных анклавов.

Израиль вскоре после его образования, конечно, аннексировал Западный Иерусалим, но не перенес туда ни одного посольства. Все они остаются в Тель-Авиве, городе, пусть не столь прекрасном, но гораздо более живом. Там они и находятся до сих пор, включая американское посольство, расположенное на морском берегу как раз напротив моего дома.

(В промежутке некоторые южноамериканские банановые республики перебрались в Иерусалим, но вскоре вернулись обратно).

На всех американских выборах кто-то из кандидатов обещал перевести посольство в Иерусалим, и каждый избранный президент отказывался от своего обещания, когда эксперты объясняли ему факты жизни.

Трамп тоже обещал, Он тоже хотел заполучить часть еврейских голосов в добавление к одному из своих зятьев. Трамп, вероятно, думал, кому, кроме чертовых евреев до этого дело?

Оказалось, что для полутора миллиардов мусульман по всему миру до этого очень даже есть дело.

Если бы Трамп что-то знал, он знал бы и о том, что с самых первых дней ислама точкой, куда направлены молитвы, был Иерусалим, а затем им стала Мекка. Восточный Иерусалим – третья по значению святыня ислама. Признание всего Иерусалима, включая Восточный, столицей Израиля могло бы привести к невообразимым насильственным акциям против объектов США от Индонезии до Марокко.

Кажется, эксперты уже просветили Трампа, потому что он стал спотыкаться на этом пункте. Обдумывает. Ему потребуется время. Может быть, позднее. Может быть, его новый посол, пламенный правый сионист, будет там жить, а само посольство останется в Тель-Авиве.

Несчастный! Ему придется ездить каждый день по дороге с нескончаемыми пробками. Но ведь каждый должен страдать за свои убеждения.

Поистине печально, что в каждой речи после инаугурации – главная, и почти единственная – тема Президента Дональда Трампа: "Я", "Я", "Я".

"Я", "Я", "Я" колотит себя в грудь.

Жду, когда появится на экране Кинг-Конг II.