Статьи Ури Авнери 

КРАЙНИЙ, КРАЙНЕЕ, САМЫЙ КРАЙНИЙ


Я очень надеюсь, что молодое поколение породит новые силы и новые идеи, которые отодвинут в сторону Нетаньяху, Беннета и им подобных.

КАК всем известно, Израиль это "еврейское и демократическое государство".

Так оно называется официально.

Посмотрим…

ЧТО ДО ЕВРЕЙСКОГО – это мутация, новый вид еврейскости.

2000 или около этого лет евреев считали мудрыми, искусными, миролюбивыми, гуманными, прогрессивными, либеральными, даже социалистами.

Сегодня, услышав перечень этих качеств, Государство Израиль придет вам на ум отнюдь не в первую очередь. Далеко не в первую.

"Демократическое", в какой-то степени верно – с момента основания в 1948 году до Шестидневной войны в 1967-м, когда Израиль, на беду, завоевал Западный берег, полосу Газы, Восточный Иерусалим и Голаны. И, разумеется, синайский полуостров, который впоследствии вернул Египту. (Я пишу "в какой-то степени" демократическим, потому что полностью демократического государства нет нигде в мире).

C 1967 года Израиль стал гибридным созданием: полудемократией-полудиктатурой. Как полусгнившее яйцо.

Не мешает напомнить, что оккупированные территории относятся, по меньшей мере, к четырем разным категориям:

  1. Восточный Иерусалим, который был аннексирован в 1967 году, является теперь частично столицей Израиля. Его палестинские жители не получили израильского гражданства и не обращались за ним. Они просто "живут" безо всякого гражданства.
  2. Голанские высоты, ранее входившие в Сирию, были аннексированы Израилем. Немногочисленные оставшиеся там арабы-друзы стали, не стремясь к этому, гражданами Израиля.
  3. Полоса Газы, полностью отрезана от мира согласованными действиями Израиля и Египта. Израильский флот отрезает ее от моря. Необходимый для выживания минимум доставляется через Израиль с его разрешения. Умерший Ариэль Шарон удалил немногочисленные израильские поселения из этой полосы, на которую Израиль не претендует: там слишком много арабов.
  4. Западный берег (реки Иордан), который израильское правительство и "правые" израильтяне называют библейскими именами "Иудея и Самария", является домом большей части палестинцев, возможно, 3,5 миллионов. Именно здесь и ведется основное сражение.

C ПЕРВОГО ДНЯ оккупации 1967 года "правые" израильтяне стремились к аннексии Западного берега Израилем. Под лозунгом: "Неделимой Земли Израильской" они повели кампанию по аннексии всей территории, изгоняя палестинцев и основывая столько еврейских поселений, сколько удалось.

Экстремисты никогда не скрывали своего стремления полностью очистить эту землю от неевреев и создать Великий Израиль от Средиземного моря до реки Иордан.

Цель чрезвычайно труднодостижимая. В 1948 году во время так называемой "Войны за независимость" Израиль захватил гораздо более обширные территории, чем были определены ему Объединенными Нациями, но его простили. Половина палестинцев в стране была изгнана или бежала. Этот "свершившийся факт" мировое сообщество, в общем, приняло, потому что он был достигнут военными средствами в ходе войны, начатой арабской стороной, и потому что это произошло вскоре после Холокоста.

К 1967 году ситуация в корне изменилась. Причины новой войны были сомнительны: Давид стал Голиафом, и шла холодная война. Завоевания Израиля не были признаны даже его покровителем, Соединенными Штатами.

Несмотря на несколько новых израильско-арабских войн, конец холодной войны и многие другие перемены, ситуация осталась прежней.

Израиль всё еще называет себя "Еврейским и демократическим государством". Население "Великого Израиля" в настоящее время состоит наполовину из евреев, наполовину из арабов, и доля арабов увеличивается. Собственно Израиль всё еще более или менее демократичен. Оккупированными территориями управляет диктаторская "военная администрация", и сотни тысяч еврейских поселенцев пытаются вытеснить арабское население всеми возможными средствами, включая мошенническое приобретение земли и терроризм (называемый "возмездием").

В самом Израиле правительство находится в руках "правых", и некоторые его составляющие в любом другом месте назвали бы фашистскими. Центр и "левые" бессильны. Единственная реальная политическая борьба идет между радикальными и еще более радикальными "правыми".

НА ЭТОЙ неделе произошла яростная стычка между Биньямином Нетаньяху и его Министром обороны Буги Яалоном (оба из партии "Ликуд") с одной стороны, и Нафтали Беннетом, Министром образования, главой партии "Еврейский дом" – с другой. Беннет, в высшей степени амбициозный "правый", не скрывает своего намерения сместить Нетаньяху как можно скорее.

Язык, используемый обеими сторонами, сочли бы недопустимо резким даже при выяснении отношений между коалицией и оппозицией. Но в спорах между партнерами он, мягко говоря "крайне необычен", даже в Израиле.

В сравнении с ним язык лидера оппозиции Ицхака Герцога достаточно вежлив.

Беннет сказал, что Нетаньяху и Яалон изрыгают старомодные замшелые идеи и страдают от "умственного паралича", тем самым еще более ослабляя и без того шаткое положение Израиля в мире. Нетаньяху и Яалон, в прошлом член кибуца и начальник Генерального штаба, обвинил Беннета в воровстве.

По их словам, когда в кабинете высказывается хорошая идея, Беннет выбегает из комнаты и называет ее своей. Яалон назвал поведение Беннета "ребяческим" и "безответственным".

Кто же прав? К сожалению, все они правы.

Между ними стоит (точнее, сидит) теперешний начальник Генерального штаба Гади Айзенкот. Он, несмотря на звучащее по-немецки имя, сын иммигрантов из Марокко. Парадоксально, но в Израиле военные на высоких постах обычно более умеренны, чем политики.

Генерал предложил улучшить положение арабского населения на оккупированных территориях, например, позволить жителям Газы построить порт, чтобы они могли осуществлять связи с внешним миром. Поразительно.

ВСЁ ЭТО произошло на конференции так называемых экспертов по безопасности, где каждый может получить слово.

В ней приняли участие и лидеры оппозиции. Выступили Ицхак Герцог от "Аводы", Яир Лапид от центристской партии "Еш Атид" и другие, но их речи были так банальны, что сообщали о них только из вежливости. Они нахватали несколько идей из разных мест, назвали их "моим планом", а "мир" если вообще упоминался, был отодвинут на самое отдаленное будущее.

"Мир", можно было заключить из их слов, нечто приятное, материя, которая годится на мечты и сны, но не предмет обсуждения для серьезных политиков.

Осталась лишь свирепая схватка между крайне правыми и теми, кто еще правее. Беннет, бывший предприниматель в области высоких технологий, возлагает кипу на безволосую голову (честно говоря, не пойму, как она там держится: возможно, лишь силой его воли). Он не скрывает своей убежденности, что, ради блага страны, ему надлежит как можно скорее сменить застойного Нетаньяху.

Беннет обвиняет несостоятельное политическое руководство в том, что оно подвело наших храбрых солдат и их командиров – обвинение, взятое прямо из "Майн кампф", которая вскоре должна появиться на иврите. Единственным возможным преемником Нетаньяху в партии "Ликуд" является Яалон – человек, лишенный какой-либо харизмы и политического таланта. Однако, чтобы преуспеть, Беннету и его еврейскому дому нужно победить "Ликуд" на выборах, что будет очень непросто. Тут и выходит на сцену кипа, потому что без божественного вмешательства не обойтись.

Раз уж вспомнили о божественном вмешательстве: на прошлой неделе Министр иностранных дел Швеции Маргот Валльстрём раскритиковала правовую систему Израиля, содержащую одни законы для евреев и другие – арабов. Нетаньяху отреагировал быстро и жестко и – какое совпадение! – через пару дней шведскую печать наводнили сообщения о коррумпированности Валльстрём, платившей за государственную квартиру меньше, чем положено.

МОЖНО было бы посмеяться, если бы речь не шла о будущем Израиля.

Слово "мир" стало бранным. Конца оккупации и на горизонте не видно. Объединенная арабская партия совсем незаметна. Почти то же самое можно сказать и о "Мерец".

Уныние на левом фланге – синоним лени. Вяло дебатируется идея, что наше спасение может прийти лишь извне. Об этом говорит уважаемый бывший генеральный директор Министерства иностранных дел Алон Лиэль, очень храбрый отставной деятель. Я в это не верю. Идея о том, что нужно обратиться к гоям, чтобы спасти евреев от самих себя, вряд ли будет очень популярна.

Беннет прав в одном: застой, идейный и практический, не даст решения. Ситуация должна прийти в движение. Я очень надеюсь, что молодое поколение породит новые силы и новые идеи, которые отодвинут Нетаньяху, Беннета и им подобных в сторону.

Что же до нашей хваленой демократии, мне представляется, что некая финансируемая правительством группа наняла частного детектива, который роется в мусорных корзинах активистов миротворческого движения, выискивая в них информацию об ассоциациях правозащитников и миротворцев и об их участниках.

(Я, к счастью, рву такие бумаги на мелкие куски).