Статьи Ури Авнери 

ДОГОВОР


Теперешний иранский режим давно утратил революционный пыл и действует в соответствии со своими национальными интересами, и мудрое израильское правительство использовало бы следующие десять с лишним лет гарантированного отсутствия у Ирана ядерного оружия для возобновления союза с ним.

А ЧТО ЕСЛИ вся драма была плутовством?

Что если злокозненные персы и в мыслях не имели делать атомную бомбу, а воспользовались страхом перед ней для достижения своих настоящих целей?

Что если Биньямина Нетаньяху обвели вокруг пальца, и он невольно стал главным сообщником иранских амбиций?

Чушь и вздор? Отнюдь, если взглянуть на факты.

ИРАН – одна из старейших мировых держав с тысячелетним политическим опытом. Когда-то они владели империей, охватывавшей весь цивилизованный мир, включая нашу крошечную страну. Среди хитрых купцов им не было равных.

Они слишком прозорливы для того, чтобы заняться ядерным оружием. Чего ради? На это уйдут огромные деньги, а воспользоваться им они всё равно не смогут. Точно так же как Израиль своими арсеналами.

Кошмар Нетаньяху об иранском ядерном нападении не более чем кошмар невежественного дилетанта. Израиль – ядерная держава, обладающая возможностью мощного ответного удара. Мы видим, что иранские лидеры – настоящие реалисты. Могут ли они помыслить о том, чтобы навлечь на себя неизбежное израильское возмездие, которое сотрет с лица земли их трёхтысячелетнюю цивилизацию?

(Если же эта способность нанести ответный удар у нас недостаточна, Нетаньяху следует привлечь к суду и осудить за преступную халатность).

Если же иранцы действительно обманут весь мир и создадут атомную бомбу, возникнет всего лишь "равновесие страха", которое спасло мир на пике холодной войны между Америкой и Россией.

В окружении Нетаньяху утверждают, что, в отличие от Советского Союза, иранские муллы – фанатики. Но этому нет никаких доказательств. После революции 1979 года иранское руководство не сделало ни одного сколь-нибудь существенного шага, который не был бы совершенно рациональным. В сравнении с американскими промахами в этом регионе (не говоря уже об израильских), иранское руководство действовало в полном согласии с логикой.

Поэтому, благодаря представлениям об их несуществующих ядерных планах, они достигли вполне реального политического преимущества: стали гегемоном мусульманского мира.

Если так, то у них перед Нетаньяху немалый должок.

ЧЕМ ЖЕ Исламская республика за 45 лет своего существования навредила Израилю?

Да, толпы в Тегеране, которые демонстрировало телевидение, сжигали израильские флаги с криками: "Смерть Израилю!" И присвоили нам нелестное имя "Малого Сатаны", в отличие от США, которые называли "Большим Сатаной".

Страх и ужас! А что еще?

Почти ничего. Возможно, некоторая поддержка Хизбаллы и ХАМАСа, которых они не создавали. Настоящую борьбу Иран ведет против сил в арабском мире. Иран хотел бы превратить страны региона в своих вассалов, как это было 2400 лет назад.

К исламу это не имеет почти никакого отношения. Иран использует ислам как Израиль использует сионизм и еврейскую диаспору (а Россия в прошлом использовала коммунизм) в качестве орудия для достижения своих имперских амбиций.

Происходящее в этом регионе напоминает "религиозные войны" 17-го века в Европе. Десятки стран воевали друг с другом во имя религии под флагами католицизма и протестантизма, но в действительности использовали религию для продвижения своих вполне земных имперских планов.

США с группой глупцов-неоконсерваторов во главе, разрушили Ирак, бывший много столетий бастионом арабского мира. Теперь Иран распространяет под знаменем шиизма свою власть на весь регион.

Шиитский Ирак стал теперь в значительной степени иранским вассалом (ниже мы вернемся к ИГИЛ). Существование лидеров Сирии, суннитской страны, в которой правит небольшая полушиитская секта, зависит от Ирана. В Ливане шиитская Хизбалла, чей авторитет и влияние растут, его надежный союзник. Точно так же как целиком суннитский ХАМАС в Газе. А также повстанцы хуситы в Йемене, относящиеся к зайди (одной из шиитских школ).

Статус-кво в арабском мире поддерживается продажными диктаторами и средневековыми шейхами, например, правителями Саудовской Аравии, Египта и стран Залива.

Очевидно, что Иран и его союзники предвестники будущего, тогда как Саудовская Аравия со своими союзниками принадлежат прошлому.

Суннитское "Исламское государство" ИГИЛ остается в Сирии и Ираке, и это также растущая сила. В отличие от Ирана, чей революционный пыл давно угас, ИГИЛ объят революционной страстью и привлекает приверженцев со всего мира.

ИГИЛ подлинный враг Ирана – и Израиля.

ПРЕЗИДЕНТ Обама и его советники какое-то время назад это поняли, и их новый союз с Ираном основан на этой реальности.

C появлением ИГИЛ ситуация на земле радикально изменилась. Такой сдвиг подтверждает старый английский афоризм, что враг в прошлой войне может стать союзником в следующей, и наоборот. Далеко не наивный Обама создает союз для противодействия новому и очень опасному врагу. По логике вещей, такой союз должен включать и Сирию Башара Асада, но Обама всё еще опасается произнести это вслух.

Обама и его советники также полагают, что Иран после отмены удушающих санкций сосредоточится на экономике и прибылях, а его национальное и религиозное рвение еще более остынет. И это вполне разумное соображение.

(Нетаньяху думает, что американцы "наивны". Но стать единственной сверхдержавой в мире для "наивной страны" совсем неплохо).

Одним из побочных продуктов ситуации стало то, что Израиль оказался в натянутых отношениях со всем политическим миром. Венский договор был подписан не только США, но всеми ведущими странами мира. Он создал ситуацию из развеселой Израильской песенки: "Пусть целый мир восстал на нас / Нам на него плевать…"

К сожалению, в отличие от Обамы, Нетаньяху застрял в прошлом. Он продолжает демонизировать Иран, вместо того, чтобы включиться в борьбу с ИГИЛ, которое куда опасней для Израиля.

Нет нужды вспоминать о Кире Великом (6-ой век до новой эры), чтобы понять, что Иран может стать нашим надежным союзником. В отношениях между народами география берет верх над религией. Мы ведь когда-то снабжали Хомейни оружием для борьбы с Ираком. Муллы ненавидели Израиль не столько из-за религии, сколько из-за нашего союза с Шахом.

Теперешний иранский режим давно утратил революционный пыл и действует в соответствии со своими национальными интересами. География всё еще имеет вес. Мудрое израильское правительство использовало бы следующие десять с лишним лет гарантированного отсутствия у Ирана ядерного оружия для возобновления союза с ним – в первую очередь против ИГИЛ.

А это будет также означать новые отношения с Сирией Асада, Хизбаллой и ХАМАСом.

НО ТАКИЕ дальновидные соображения в голову Нетаньяху, сына историка обделенного историческими знаниями или интуицией, не приходят

Битва переносится в Вашингтон, где Нетаньяху буде играть роль верного ландскнехта Шелдона Адельсона, хозяина Республиканской партии.

Плачевная картина: Государство Израиль, ранее всегда имевшее безраздельную поддержку обеих американских партий, оказалось придатком реакционного республиканского руководства.

Одной из жертв этого стала легенда о "несокрушимости" произраильского лобби. Утрачено важнейшее преимуществ: теперь ЭЙПАК станет лишь одним из многочисленных лобби на Капитолийском холме.

ЕЩЕ БОЛЕЕ жалкое зрелище представляла собой политическая и медийная элита на следующий день после подписания Венского договора. Поверить невозможно.

Почти все политические партии выстроились по линейке Нетаньяху, соревнуясь друг с другом в демонстрации смиреной преданности. Все – от несчастного "лидера оппозиции" Ицхака Герцога до велеречивого Яира Лапида – бросились на защиту Нетаньяху в этот решающий час.

Не лучше показали себя и СМИ. Почти все видные комментаторы, справа и слева, яростно набросились на "катастрофический" договор, изливая на бедного Обаму однообразные потоки презрения, как бы считывая их с правительственного "перечня аргументов" (и на самом деле, руководствуясь им).

Далеко не звездный час израильской демократии и хваленых "еврейских умов", а отвратительный пример усердного промывания мозгов. Можно бы назвать это "пресституцией".

Один из аргументов Нетаньяху состоял в том, Иран обязательно обведет наивных американцев вокруг пальца и создаст бомбу. Ему ли не знать, что такое возможно. Разве мы сами этого не проделали?