Статьи Ури Авнери 

АНТИ-ЧТО?


Злодеяния в Париже и Копенгагене не имеют к антисемитизму никакого отношения.

АНТИСЕМИТИЗМ на подъеме. По всей Европе он показывает свою мерзкую голову. Отовсюду евреям грозит опасность. Им нужно спешить и, пока не поздно, возвращаться домой в Израиль.

Это верно или нет?

Это вздор.

ПОЧТИ ВСЕ вызвавшие беспокойство инциденты недавно произошли в Европе, в основном в Париже и Копенгагене. На евреев были совершенны нападения, и несколько евреев погибли, но к антисемитизму это не имело никакого отношения.

Все злодеяния были совершены молодыми мусульманами, главным образом, арабского происхождения. Они были частью непрекращающейся войны между евреями и арабами, не имеющей ничего общего с антисемитизмом. Они не были дальним эхо кишиневского погрома и никак не связаны с «Протоколами сионских мудрецов».

Вообще говоря, арабский антисемитизм это оксюморон, потому что сами арабы – семиты. Возможно, даже в большей степени семиты, чем евреи, потому что евреи много веков смешивались с неевреями.

И, разумеется, немецкий публицист Вильгельм Марр (Wilhelm Marr), придумавший термин «антисемитизм» в 1880 году (после того, как за семь лет до этого он придумал термин «семитизм»), не встретил в жизни ни одного араба. Для него семитами были только евреи, и свой крестовый поход он повел исключительно против них.

(Адольф Гитлер, всерьез воспринимавший свой расизм, распространил его на всех семитов. Арабов он тоже не переносил. Вопреки легенде, бежавшего в Германию Великого Муфтия Иерусалима, Хадж Амина аль-Хусейни, он невзлюбил. Встретившись с ним один раз для фотографирования, организованного нацистской машиной пропаганды, видеться с ним больше не пожелал).

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ молодые европейские мусульмане напали на евреев после убийства карикатуристов, оскорбивших Пророка?

Эксперты говорят, что основная причина в ненависти, которую они испытывают к принявшей их стране, где их действительно презирают, унижают и дискриминируют. В таких странах, как Франция, Бельгия, Германия и многих других, накопившийся в арабах гнев искал выхода.

Но почему же он обрушился на евреев?

Тому есть, по меньшей мере, две главные причины:

Первая из них – местная. Французские мусульмане – это, в основном, иммигранты из Северной Африки. Во время отчаянной борьбы за независимость Алжира почти все алжирские евреи приняли сторону колониального режима и выступали против местных борцов за свободу. Когда все евреи и многие арабы эмигрировали из Алжира во Францию, они продолжили там свою борьбу. Теперь они живут в перенаселенных гетто вокруг Парижа и в других местах, продолжая питать ненависть, нередко приводящую к насилию.

Вторая причина – это продолжающийся конфликт арабов с сионистами, начавшийся с массовой иммиграции евреев в арабскую Палестину, продолжившийся длинной чередой войн и достигший теперь высшей точки. В него эмоционально вовлечены почти все арабы и большинство мусульман.

Но какое отношение имеют французские евреи к этому далекому от них конфликту? Самое прямое.

Биньямин Нетаньяху не упускает возможности заявить, что он представляет всех евреев мира и таким образом делает всех евреев в мире ответственными за политику и действия Израиля.

Когда еврейские институты во Франции, в США и в любом другом месте безраздельно и некритично отождествляют себя с политикой и операциями Израиля, такими как недавняя война в Газе, они сознательно становятся потенциальными жертвами акций возмездия. Так поступило и руководство французских евреев CRIF – «Совет избранных представителей евреев Франции».

Ни одна из этих причин не имеет отношения к антисемитизму.

АНТИСЕМИТИЗМ – неотъемлемая часть европейской культуры.

Для объяснения этого лишенного всякой логики феномена, граничащего с коллективным помешательством, было выдвинуто множество теорий.

Я предпочитаю религиозную. По всей Европе, а теперь и в Америках, дети в христианских семьях знакомятся с Новым Заветом. Они узнают, что толпа евреев потребовала крови кроткого и мягкого проповедника Христа, а римский наместник Понтий Пилат отчаянно пытался спасти его жизнь. Римлянин изображен человечным и привлекательным, а евреи – злобной и презренной толпой.

Эта история далека от истины. Римские правители по всей Европе распинали смутьянов. Поведение еврейских властей в библейской истории не соответствует иудейскому закону. Но рассказ в Новом Завете, написанном через много лет после смерти Иисуса (чье правильное имя на древнееврейском языке «Иешуа») была предназначена для римлян, которых христиане хотели обратить в свою веру в яростной схватке с еврейскими миссионерами.

Кроме того, первые христиане были в еврейском Иерусалиме небольшой преследуемой сектой, и их недовольство дожило до сегодняшнего дня.

Картина злобных евреев, требующих смерти Христа, бессознательно запечатлелась в умах массы христиан, возбуждала ненависть к евреям в каждом новом поколении, и, в конце концов, привела к Холокосту.

НИЧЕГО подобного в истории мусульман не было.

Пророк вел небольшие войны с соседними еврейскими племенами, но Коран содержит строгие указания на то, как следует относиться к евреям и христианам, Народу Книги. Относиться к ним нужно справедливо, а за освобождение от обязанности военной службы взимать с них подушный налог. В течение веков случались в разных местах редкие антиеврейские (и антихристианские) вспышки, но в мусульманских странах евреям жилось несравненно лучше, чем в христианских.

Если бы дело обстояло по-другому, не было бы «Золотого Века» мусульманско-еврейского культурного симбиоза в средневековой Испании. Было бы невозможно для мусульманской Оттоманской империи принять и абсорбировать сотни тысяч еврейских беженцев из средневековой Испании, изгнанных их католическими величествами Фердинандом и Изабеллой. Выдающийся еврейский религиозный мыслитель Моисей Маймонид («Рамбам») не стал бы личным врачом и советником знаменитого мусульманского султана Салах-аль-Дин-аль-Айуби (Саладина).

Теперешний конфликт начался как столкновение между двумя национальными движениями: еврейским сионизмом и светским арабским национализмом, имея лишь весьма слабую религиозную подоплеку. Как мои друзья и я предупреждали много раз, теперь этот конфликт перерастает в религиозный – в бедствие с потенциально очень серьезными последствиями.

Но к антисемитизму это не имеет никакого отношения.

ЗАЧЕМ ЖЕ вся израильская машина пропаганды, включая все израильские СМИ, настаивает на том, что в Европе происходит катастрофический рост антисемитизма? Чтобы побудить европейских евреев переехать в Израиль (в сионистской идеологии: «совершить алию»).

Для истового сиониста прибытие каждого еврея в Израиль – идеологическая победа. И какое кому дело, что новые иммигранты – особенно из Эфиопии и Украины – когда они оказались в Израиле, остаются никому не нужными.

Я много раз приводил фразу: «Израильтяне любят иммиграцию, но не любят иммигрантов».

По следам недавних событий в Париже и Копенгагене, Биньямин Нетаньяху призвал французских и датских евреев, ради их собственной безопасности, паковать чемоданы и, не мешкая, ехать в Израиль. Премьер-министры обеих стран были возмущенны такими призывами, которые подразумевают, что они сами не могут или не хотят защитить своих граждан. Полагаю, что ни одному лидеру не понравился бы призыв к гражданам его страны покинуть ее.

В этом призыве есть что-то гротескное. Как заметил покойный профессор Йешиягу Лейбович, Израиль – единственная страна в мире, где евреям постоянно грозит опасность. Если вспомнить о войнах, которые повторяются раз в несколько лет и чуть ли не ежедневных насильственных инцидентах, точнее не скажешь.

Как результат драматических событий, многие «французские» евреи – выходцы из Северной Африки – могут почувствовать себя вынужденными покинуть Францию. Это вовсе не значит, что все они переедут в Израиль: США, французская Канада и Австралия создают соблазнительные альтернативы.

Есть много причин, побуждающих еврея приехать в Израиль: мягкий климат, иврит, жизнь среди евреев и другое. Но бегство от антисемитизма в их число не входит.

ТАК ЕСТЬ ЛИ антисемитизм в Европе? Полагаю, что есть.

Во многих европейских странах существуют старые и новые группы ультранационалистов, которые хотели бы привлечь массы, разжигая ненависть к «Другим». А евреи (вместе с цыганами) – самые что ни на есть «Другие». Они – этно-религиозная группа, рассеянная по многим странам, принадлежащая и не принадлежащая стране, в которой они живут, с чуждыми – и поэтому опасными – верованиями и ритуалами. Все европейские националистические движения, возникшие в 19-м и 20-м веках, были в той или иной степени антисемитскими.

Евреи всегда были и остаются идеальным козлом отпущения для европейских бедняков. Немецкий (а не еврейский) социалист Август Бебель сказал: «Антисемитизм – это социализм дураков и невежд».

При частых экономических спадах и всё увеличивающейся пропасти между местными бедняками и международными сверхбогачами нужда в козлах отпущения возрастает. Но я не думаю, что эти маргинальные группы, даже если некоторые из них перестают быть такими уж маргинальными, можно считать накатившим валом антисемитизма.

Как бы то ни было, злодеяния в Париже и Копенгагене не имеют к антисемитизму никакого отношения.