Статьи Ури Авнери 

ЛИК АНГЕЛА


Неподалеку от запрещенной тюрьмы была построена новая, и каждого беженца поместили туда на один год. Нет, тюрьмой ее не назвали, а изобрели для нее небывалое имя: «Открытый жилой объект». У нас несомненный талант на придумывание названий, на «вербальное отмывание».

УВИДЕВ ее лицо на телевизоре, нельзя не изумиться его красоте. Это лицо ангела, чистое и невинное.

Но стоит ей открыть рот, из него извергается поток невообразимых расистских мерзостей, характерных для крайне правых. Улыбка херувима открывает зубы вампира.

Аелет Шакед могла бы претендовать на звание королевы красоты Кнессета. У нее заманчивое имя: «Аелет» – значит «газель». «Шакед» – это «миндаль». И она же зачинщица самых отвратительных инициатив правого крыла в Кнессете. Она же – председатель фракции Нафтали Беннета «Еврейский дом», национально-религиозной партии поселенцев, наиболее радикальной правой партии в нынешней правительственной коалиции.

Ее последним подвигом стал обсуждаемый сейчас в Кнессете законопроект, предусматривающий высокий налог на пожертвования зарубежных «политических субъектов» израильским ассоциациям борцов за права человека, тем, кто призывает к бойкоту Израиля (или только поселений) и к другим акциям, предъявляет обвинения в совершении военных преступлений израильским военнослужащим в международных судах.

При том, что огромные суммы беспрепятственно текут из-за рубежа поселениям и их сторонникам. Значительная часть этих сумм фактически является пожертвованием правительства США, разрешающего освобождение их от подоходного налога как «филантропических», и немалая их доля приходится на американских миллиардеров с сомнительной репутаций.

ПО СУТИ, эта «газель» – лицо международного явления. Повсюду в Европе наблюдается бурный рост фашистских партий. Ничтожные и презираемые группки внезапно становятся крупными партиями, оказывающими влияние на государственную политику. От Голландии до Греции, от Франции до России эти партии пропагандируют супернационализм, расизм, ксенофобию, исламофобию, антисемитизм и ненависть к иммигрантам. Смертоносное варево ведьм.

Объяснение сложностей, по-видимому, большого труда не представляет. Экономический кризис повсюду больно ударил по людям. Возросла безработица. Молодежь остается без дела. Жертвы ищут козла отпущения, на котором могли бы сорвать свой гнев. Эта роль отведена иностранцам, меньшинствам незащищенным. Так повелось с древности. Так художник-неудачник Адольф Гитлер стал исторической фигурой.

Для близоруких и беспринципных политиков – это самый простой путь к успеху и популярности. И самый презренный путь.

Один американский социалист сказал сто с лишним лет назад: «Антисемитизм – это социализм глупцов».

Социальные реформаторы могут думать, что всё это результат интриг миллиардеров во всём мире, в руках которых концентрируется всё большая доля мировых богатств. Пропасть между верхним 1% и всеми прочими неумолимо растет, и те, кто выигрывает от такого разрыва, финансируют правых радикалов, чтобы направить гнев масс в другую сторону. Разумно.

НО МНЕ такое экономическое объяснение кажется упрощенным. Если одно и то же явление наблюдается в одно и то же время в разных странах с различной экономической ситуацией, причина должна быть более глубокой. В этом присутствуют какие-то элементы Zeitgeist – Духа Времени.

Мне представляется, что мы стали свидетелями крушения основ культуры, кризиса общепринятых ценностей. Такого рода потрясения обычно сопровождают общественные перемены, нередко вызванные прорывами в экономике и технике. Это признак общественного диссонанса и потери ориентации. Накануне нацистского бунта немецкий писатель Ганс Фаллада написал книгу, имевшую грандиозный успех: «Маленький человек – что же дальше?», в которой выразил отчаяние новых обездоленных масс. Теперь в такой ситуации оказались многие маленькие люди во всём мире.

В Израиле – тоже.

НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ мы стали зрителями спектакля, который потряс бы наших дедов до глубины души.

Примерно 300 чернокожих, многие из них босиком, прошли в холоде этой непривычно суровой зимы десятки километров по центральному шоссе. Они – беженцы, которым удалось спастись из Судана и Эритреи, пройти через Египет и Синай и пересечь израильскую границу. (С тех пор вдоль Синая была построена стена, и этот поток почти полностью прекратился).

Сейчас в Израиле примерно 60 000 таких африканских беженцев. Тысячи из них сгрудились в убогих трущобах Тель-Авива и других городов, вызвав глубокое недовольство местных жителей и став питательной средой для расизма. Неутомимой воительницей с беженцами стала Мири Регев, еще одна красавица из Кнессета от партии «Ликуд», ранее главный рупор армии. Самым примитивным и вульгарным образом она настраивает против беженцев жителей этих районов и всю страну.

Пытаясь найти решение проблемы, правительство построило большую тюрьму посреди унылой негевской пустыни, где летом нестерпимо жарко, а зимой нестерпимо холодно. Тысячи чернокожих беженцев загнали сюда без суда на три года. Некоторые называют это место концлагерем.

Израильские правозащитные организации обратились в Верховный суд, и тюремное заключение беженцев было признано неконституционным. Правительство вновь задумалось (если можно говорить в этом случае о мыслительном процессе) и решило обойти это постановление. Неподалеку от запрещенной тюрьмы была построена новая, и каждого беженца поместили туда на один год.

Нет, тюрьмой ее не назвали, а изобрели для нее небывалое имя: «Открытый жилой объект». У нас несомненный талант на придумывание названий, на «вербальное отмывание».

Эту «открытую» тюрьму посреди пустыни запирают на ночь, но в течение дня обитатели могут ее покидать. Однако поблизости ничего нет, и трижды в день производится построение с перекличкой. Поэтому идти им некуда, а о поиске работы нечего и говорить.

Именно из этой «отрытой» тюрьмы дерзнули выйти 300 человек и отправиться за 150 километров в Иерусалим, чтобы провести демонстрацию перед Кнессетом. Марш продолжался три дня. Их сопровождали несколько израильских правозащитников, в основном, женщины, чьи белые лица бросались в глаза посреди черных голов.

Перед Кнессетом на них зверски набросилась прошедшая специальную подготовку полиция для подавления беспорядков. Каждого демонстранта окружали несколько накачанных ментов и волокли к автобусам, которые отвозили их в старую «неоткрытую» тюрьму.

Я ТАК пространно останавливаюсь на этом случае, потому что испытываю жгучий стыд.

Расизм в Израиле – не нов. Совсем не нов. Но когда мы обвиняем наших «газелей» в расизме, они отвечают, что это возмутительная клевета. Поскольку мы находимся в состоянии конфликта с палестинцами, нам необходимы строгие меры безопасности, а это к расизму не имеет никакого отношения. Избави Бог!

Довод в высшей степени сомнительный, но в нем всё же есть какая-то доля правдоподобия.

Но никакого национального конфликта с беженцами у нас нет. И ни о каких «соображениях безопасности» нет речи.

Это расизм в самом чистом и откровенном виде.

Представим себе, что в каком-то дальнем углу между Эритреей и Суданом обнаружили иудейское племя. И 60 000 членов этого племени хотят переселиться в Израиль.

Страну охватил бы безумный восторг. В аэропорту имени Бен-Гуриона расстелили бы красный ковер, Президент и Премьер-министр прибыли бы туда, подготовив банальнейшие речи. Они получили бы «корзину абсорбции», бесплатное жилье и работу.

Поэтому проблема не экономическая, не вопрос абсорбции, жилья или занятости. И даже не вопрос цвета кожи. Черных евреев из Эфиопии радушно принимают в Израиле.

Дело попросту в том, ЧТО ОНИ – НЕ ЕВРЕИ.

Для неевреев здесь места нет. Они отберут нашу работу, они изменят демографический баланс, а ведь Израиль, в конце концов, Еврейское Государство!

В САМОМ деле?

Если бы оно было Еврейским Государством, допустило бы оно такое обращение с беженцами?

Воскресают сотни воспоминаний. О том, как евреев изгоняли из одной страны в другую. О том, как могущественные Соединенные Штаты Америки отвергли беженцев, спасавшихся от нацистских преследований на германском судне и впоследствии истребленных в лагерях смерти. О Швейцарии, не допустившей евреев, которые бежали из концентрационных лагерей и добрались до ее границы.

Припомнили фильм “The Boat Is Full” («Лодка полна»)?

Если бы это государство было действительно еврейским, разве стало бы оно подкупом африканских стран побуждать их принять этих беженцев, не интересуясь, что с ними будет дальше? Для беженца из дарфурского ада Зимбабве такая же чужая страна, как и новая Зеландия (если, конечно, вы не исповедуете теорию, что «все черные одинаковы»).

Если бы это государство действительно было еврейским, разве Министр внутренних дел, функционер «Ликуда», послал бы отряды гуннов охотиться за беженцами на улицах?

Нет, это не еврейское государство. Библия наставляет нас относиться к пришельцам так, как мы хотели бы, чтобы относились к нам. «Пришельца не обижай: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 23:9).

Аминь!


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf