Статьи Ури Авнери 

ИНДЮК ПОД СТОЛОМ


Невзирая на все прошлые разочарования, будем надеяться, что на этот раз начнутся настоящие переговоры, которые приведут к миру. Потому что альтернатива слишком печальна, чтобы размышлять о ней.

ЕСЛИ между двумя сторонами существует конфликт, путь к его разрешению ясен: усадите их в одной комнате, пусть выложат и тщательно разберут все свои разногласия и выйдут оттуда с разумным и приемлемым для обоих решением.

Вот, например, конфликт между волком и ягненком. Посадите их в одну комнату, пусть там разрешат свои разногласия и выйдут оттуда…

Минутку! Вот из комнаты вышел волк, но куда делся ягненок?

ЕСЛИ в конфликте участвуют две стороны, одна из которых волк, а другая – ягненок, то в комнате должен быть кто-то третий, чтобы в ходе переговоров Сторона 1 не закусила Стороной 2.

Соотношение сил между Израилем и Палестинской администрацией такое же, как между волком и ягненком. Почти во всех отношениях – в экономической, военной и политической области – Израиль обладает огромным превосходством.

Таков факт жизни, и чтобы выровнять соотношение сил, нужна Третья Сторона.

Можно ли и удастся ли ее найти?

Я ВСЕГДА испытывал симпатию к Джону Керри. От него веет, как мне кажется, неподдельной честностью и искренностью. Его упорные усилия вызывают уважение. Сообщение на прошлой неделе о том, что ему, наконец, удалось достичь хотя бы первой стадии переговоров между сторонами, дает некоторый повод для оптимизма.

Как сказал когда-то Мао: «Дорога в тысячу миль начинается с первого шага».

Стороны договорились о встрече делегаций, чтобы выработать предварительные детали. Она должна состояться в Вашингтоне на следующей неделе. И на том спасибо.

Первый вопрос: так кто же будет Третьим? Появились слухи, что эту деликатную миссию поручат ветерану Государственного департамента Мартину Индыку.

Выбор весьма спорный. Индык еврей, и по уши ушел в еврейскую и сионистскую деятельность. Он родился в Англии и рос в Австралии. Дважды был послом США в Израиле.

Правый лагерь Израиля возражает, потому что Индык сотрудничал с левыми израильскими организациями. Он член широкого Нового израильского фонда, оказывающего финансовую поддержку умеренным израильским миротворческим организациям, и всячески очерняемого крайне правыми в окружении Биньямина Нетаньяху.

Палестинцы могли бы спросить, неужели среди 300 миллионов американцев не нашлось ни одного нееврея, который бы справился с этой работой? Как-то так получилось, что многие годы почти все американские государственные деятели, занимающиеся израильско-арабской проблемой, оказывались евреями. И почти все они позднее получали должности в сионистских мозговых трестах и других организациях.

Если бы США были призваны стать судьей на переговорах, например, Египта и Эфиопии, был бы назначен на эту должность американец эфиопского происхождения?

Я ВСТРЕЧАЛСЯ с Индыком несколько раз, главным образом, на дипломатических приемах (но только не на приемах в американском посольстве, куда меня не приглашали). Однажды я послал ему письмо, связанное с его именем.

Сказка об Индыке хорошо известен всем, кто знаком с еврейским фольклором. Рассказал ее влиятельный еврейский раввин Нахман из Бреславля (1772-181), у кого есть много последователей и в современном Израиле.

Жил да был однажды принц, которому взбрело в голову, что он Индык (на идише это слово значит «индюк» – индийская курица). Сидел он голый под столом и склевывал крошки, которые ему бросали.

Когда врачам не удалось его вылечить, за дело взялся мудрый раввин. Он тоже разделся догола, сел под стол и стал вести себя, как индюк. Шаг за шагом он убедил принца, что индюк тоже может носить одежду, есть обычную еду и даже сидеть за столом, а не под столом. Так он исцелил принца.

Могут сказать, что эта сказка имеет отношение к будущей миссии Индыка, если его назначат. Два голых индюка будут сидеть под столом, а ему предстоит выучить их сидеть за столом и вести серьезный разговор о мире.

Да, палестинцы привыкли подбирать крошки, которые им сметают со стола, но сейчас они могут потребовать настоящую пищу.

ШАНСЫ серьезных мирных переговоров можно оценить по атмосфере, преобладающей с обеих сторон, по словам, которыми они пользуются, и дискуссиям, которые они ведут между собой.

Эти признаки не воодушевляют.

В Израиле слово «мир» не употребляет почти никто. Даже Ципи Ливни, на которую с нашей стороны возложена ответственность за переговоры, говорит только о «соглашении об окончательном статусе», которое «положит конец конфликту», но не положит конец оккупации.

Большинство израильтян вообще игнорируют это событие, полагая, что единственная цель Нетаньяху и Махмуда Аббаса состоит в том, чтобы прервать переговоры, возложив вину на другую сторону. И большинство палестинцев думают так же. Идея мира определенно в воздухе не носится.

Тем не менее, проведенный на этой неделе опрос показал, что подавляющее большинство израильтян – 55 к 22 (или в процентах 69 к 31) отдадут свой голос на референдуме за достигнутое премьер-министром мирное соглашение. Я никогда в этом не сомневался.

Идею проведения референдума по мирному договору сейчас поддерживают «правые» и отвергают «левые». Я за референдум. Ни одно правительство не сможет, не имея твердой поддержки, ликвидировать поселения. И я убежден, что любое конкретное соглашение, принятое заслуживающим доверия палестинским руководством и рекомендованное США, соберет огромное большинство голосов на референдуме.

МНОГИЕ эксперты считают, что Израилю следует стремиться не к окончательному соглашению, а к более скромному – промежуточному. Как говорит еврейская мудрость: "кто хочет слишком многого, останется ни с чем".

Вот с этим я, просите, не согласен.

Во-первых, есть и другая поговорка, что «в два прыжка пропасть не перепрыгнешь». Нельзя останавливаться посередине. Мы напомнили эту поговорку Ицхаку Рабину после Осло.

Смертельный порок Ословских соглашений состоял в том, что они были промежуточными. Окончательная цель не была обозначена. Палестинцам было ясно, что эта цель состоит в создании Государства Палестина на всех оккупированных территориях, включая Восточный Иерусалим. Израильской стороне это было совсем не ясно. При отсутствии соглашения об этом, каждый промежуточный шаг становится предметом разногласий. Если вы захотите проехать на поезде из Парижа в Берлин, промежуточные станции будут отличаться от тех, которые вы встретите на пути в Мадрид.

Осло отдало Богу свою трепещущую душу где-то на пути бесконечных препирательств о «безопасном сообщении» между Западным берегом и полосой Газа, «третьим отступлением» и тому подобном.

Единственный способ продвинуться вперед состоит в том, чтобы, прежде всего, достичь соглашения по «ключевым вопросам». Это может быть реализовано через какое-то время, хотя я не рекомендовал бы и этот подход.

Достижение мира между Израилем и палестинцами – огромный шаг в истории обоих народов. Если у нас хватит отваги сделать этот шаг – сделаем его, не поддаваясь искушению присесть посередине пути и поплакать.

СЕЙЧАС главная загадка, что именно втайне пообещал Керри каждой из сторон?

Это разумный подход. Поскольку две стороны не могут ни в чем согласиться, и каждая требует от другой начать переговоры «без предварительных условий», а сама выдвигает множество предварительных условий, Керри решил действовать иначе.

Логика здесь простая: в американо-израильско-палестинском треугольнике почти все решения должны приниматься большинством «два к одному», и каждой стороне для принятия ее требований нужна американская поддержка.

Поэтому вместо того, чтобы пытаться достичь невозможного – израильско-палестинского соглашения на основе переговоров – Америка дает каждой стороне обещание поддержать те или иные ее позиции.

Например – беру навскидку – обещание, что США поддержат палестинцев в вопросе о границах, которые будут основаны на «зеленой линии» с разумным обменом территориями. Поддержат и замораживание строительства в поселениях во время переговоров. С другой стороны, США подержат Израиль в вопросе определения его как «еврейского» государства и (не)возвращения палестинских беженцев.

В прошлом США нарушали такие обещания, глазом не моргнув. Например, перед встречей в Кэмп-дэвиде президент Билл Клинтон твердо обещал Ясиру Арафату, что в случае неудачи он не станет возлагать вину ни на одну из сторон. (Поскольку встреча была назначена безо всякой подготовки, неудача была вполне предсказуема). Но после совещания Клинтон однозначно – и несправедливо – возложил вину на Арафата. Отвратительный пример политической конъюнктурщины с целью помочь своей жене победить на выборах в Нью-Йорке.

Несмотря на этот опыт, Аббас доверился Керри. Похоже, Керри обладает даром внушать такое доверие. Будем надеяться, что он понапрасну не растратит этот дар.

Поэтому с индюком или без индюка, который не позволит волку сожрать ягненка, и, невзирая на все прошлые разочарования, будем надеяться, что на этот раз начнутся настоящие переговоры, которые приведут к миру. Потому что альтернатива слишком печальна, чтобы размышлять о ней.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf