Статьи Ури Авнери 

ЖЕНЩИНЫ СТЕНЫ


Израильтяне – это нация, и государство Израиль принадлежит этой нации. Каждый гражданин, мужчина или женщина, должен иметь возможность молиться чему он или она хочет, в любом общественном месте, включая Западную стену.

ЖИЛ-БЫЛ один израильтянин, который имел обычай приходить к Стене Плача – как делали до него евреи много веков – и вкладывать в щель между камнями записку, прося Всевышнего о милости. Евреи верили, что Врата Небесные стоят как раз над этой Стеной, а поэтому прошения попадут к адресату без задержки.

Израильтянину очень хотелось узнать, о чем евреи молят Бога. И однажды неодолимое любопытство взяло над ним верх. В ранний утренний час он прокрался к стене, вытащил из щелей бумажки, стал их рассматривать и на каждой увидел штамп: «В просьбе отказать».

Этот анекдот характерен для отношения многих израильтян к Стене плача (Западной стене), становившейся столько раз за последние месяцы источником религиозных и политических свар.

Вот и опять схватились. Группа еврейских феминисток (в большинстве, конечно, американского происхождения) настаивают на своем праве молиться у стены в покрывалах (талитах), надев филактерии (тфилины). Ортодоксы набросились на них с кулаками. Полиция пришлось их сдержать, а Кнессету и судам – вмешаться.

Из-за чего такие страсти? По еврейскому религиозному закону женщине нельзя надевать молельное покрывало, а тем более филактерии, которые мужчины накладывают на лоб и на руку. В иудейской святыне они не могут находиться рядом с женщинами.

Часть стены, отведенная для молитв, имеет в длину 60 метров, и 12 метров из них, отделенных невысокой перегородкой, отведено женщинам.

Кажется, почти все религии помешались на сексе. Если религиозный мужчина, считают они, увидит женщину, любого возраста и внешности, в нем возникнет греховное желание, и он уже будет не в состоянии думать ни о чем другом. Поэтому логично, что женщин нужно скрыть от глаз.

И «Женщины Стены», многие из которых совсем не религиозны, устраивают провокации, чтобы разрушить это табу.

ЗА ДВА ГОДА до возникновения Израиля я пошел в первый раз посмотреть на Западную стену, и был тронут.

Пройдя по лабиринту арабских переулков, я очутиться в крохотной выгородке, примерно три метра шириной. Слева была стена – внушающее благоговейный трепет сооружение из огромных камней. Чтобы увидеть ее верх, нужно было запрокинуть голову к небу.

C другой стороны была стена пониже, а за ней – нищий «квартал муграби» (марокканский).

Мало кто знает – да и не стремятся знать – что этот загончик возник не случайно. В 1516 году Иерусалим был захвачен восходящей мировой державой, Османской империей, в то время одним из самых могущественных и прогрессивных государств. Вскоре после этого султан Сулейман Великолепный построил величественную иерусалимскую стену, которая стоит по сей день. Ее сооружение потребовало огромных средств, что свидетельствует о значении, которое оттманские турки придавали этому отдаленному городу своего царства. Синан, главный архитектор Сулеймана, построил Дамасские ворота, которые многие (и я в том числе) считают самым прекрасным сооружением во всей стране.

Благословенный султан поручил Синану отвести специальное место для молитвы евреев, и архитектор устроил у Стены Плача (не путайте ее с городской стеной) эту выгородку. Чтобы стена выглядела еще выше и величественней, он углубил проулок и поставил отгораживавшую низкую стенку. (Всем, кого интересует эта история, советую прочитать книгу «Иерусалим» бывшей британской монахини и историка Карен Амстронг – “Jerusalem” by Karen Armstrong).

Согласно легенде, когда строительство городской стены с ее 34-мя башнями и 7-ю воротами было завершено в 1541 году, султан так поразился ее красотой, что повелел убить архитектора. Он не хотел, чтобы тот создал в будущем нечто ей равное.

ДО ЭТОГО Западная стена не была главным местом молитвы для евреев. Паломники со всех концов света приезжали в Иерусалим и молились на Масличной горе, возвышавшееся над Храмовой горой. Но это святое место стало небезопасным, потому что прежняя Империя мамлюков рушилась, и кочевники-бедуины грабили странников. Кроме того для евреев, живших в городе бок о бок с мусульманами, Западная стена была гораздо ближе к дому. Поэтому святое место на Масличной горе было оставлено, и сейчас там построен роскошный отель.

C тех пор Западная стена стала главной святыней евреев во всём мире. У нее по праздникам собираются массы верующих, армейские подразделения присягают на верность государству Израиль, богатые евреи со всех концов мира привозят своих сыновей для совершения "бар-мицвы", а «Женщины Стены» в последнее время устраивают дебоши.

Но в самой Стене нет по сути ничего священного. Она была построена царем Иродом, великим строителем и кровавым чудовищем, который, к тому же, не был настоящим евреем. Принадлежал он к народу эдом, лишь незадолго до того насильственно обращенном в иудаизм. Сомневаюсь, что теперешний главный раввинат признал бы его евреем, разрешил въехать в страну, жениться на еврейке или быть похороненным на еврейском кладбище.

Вопреки распространенными представлениям, Стена не является частью построенного Иродом Храма. Чтобы повысить уровень поверхности, потребовалось соорудить большую платформу, на которой был воздвигнут Храм (и где сейчас стоят величественный Купол Скалы и мечеть аль-Акса). Сюда доставили большое количество грунта, а чтобы удержать эту массу, вокруг нее была построена стена. Поэтому «Стена плача» – не что иное как остатки этой подпорной стены.

КОГДА в ходе войны 1967 года израильская армия захватила Восточный Иерусалим, первым государственным актом стало надругательство. Мэром Западного Иерусалима был в то время Тедди Колек, убежденный атеист. Но он быстро понял политическое и туристическое значение этого места и приказал немедленно изгнать всех жителей соседнего «квартала муграби» – примерно 650 мусульман, а затем сравнял с землей весь квартал.

Мне случилось быть в старом городе Иерусалима в тот день, и я никогда не забуду этого зрелища – особенно заплаканное лицо 13-летней девочки, тащившей на спине какой-то шкаф. На месте разрушенного квартала остался пустырь. Так и появилась похожая на автостоянку «пьяцца» «Стены плача», влекущая к себе туристов и женщин в талитах. Она примыкает к стене, уже окончательно утратившей благоговейность и ставшей просто еще одной большой стеной.

Покойный профессор Йешияху Лейбович, ортодоксальный еврей, называл ее «дискотелем» («котель» на иврите – стена). Он хвалил ваххабитов, фундаментальную суннитскую секту, за то, что, захватив Мекку, они тут же разрушили гробницу пророка Мухаммеда, утверждая, что поклонение камням как святому месту является идолопоклонством. Они, несомненно, осудили бы раввинов Западной стены как бесстыдных язычников.

В иудейской мифологии место погребения Моисея осталось неизвестным, и поэтому не могло стать объектом поклонения. К чести Коллека нужно отметить, что он не допустил еще одного надругательства. После разрушения «квартала муграби», Давид Бен-Гурион, бывший тогда рядовым членом Кнессета, потребовал снести всю стену Старого Города. Во вновь объединенной еврейской столице, заявил он, не должно быть места турецкой стене. Но Коллек, прежде бывший главным помощником Бен-Гуриона, сумел утихомирить старика.

МНОГИЕ израильтяне считают, что Западная стена, невзирая на религиозные ассоциации, должна быть объявлена светским национальным памятником, но государство Израиль объявило это место священным и передало в исключительную юрисдикцию главного раввината. К несчастью для «Женщин Стены».

Недавно Натан Щаранский предложил компромисс: расчистить дополнительную площадку у стены и разрешить любому человеку – мужчине или женщине, с талитом или без талита (и, как можно предположить, независимо от сексуальной ориентации), там молиться. Колумбово яйцо.

(Щаранский, в прошлом вызывавший восхищение борец с КГБ в Советском Союзе, а затем неудачный израильский политик, получил синекуру в качестве главы Еврейского агентства – пережившей свое время организации, занятой сейчас, главным образом, сбором денег для поселенцев).

Раввины могут принять или не принять этот компромисс. Женщинам может быть разрешено или не разрешено молиться, не подвергая себя опасности ареста. Но главный вопрос, почему государство передало это столь важное для многих людей место под полный контроль ортодоксальных раввинов. В конце концов, в Израиле, как и среди евреев мира, они составляют меньшинство.

Соображения могут оказаться политическими, но затрагивают гораздо более важный аспект: отсутствие отделения религии от государства.

Ситуацию оправдывают – даже израильские атеисты – тем, что Израиль опирается на поддержку мирового еврейства. А что объединяет мировое еврейство? Религия. (Кстати, Лейбович однажды сказал мне, что иудейская религия уже 200 лет как мертва, и что мировое еврейство объединяет память о Холокосте).

В соответствии с государственной доктриной. Израиль – национальное государство еврейского народа, а согласно доктрине сионизма, еврейский народ и еврейская религии – одно и то же. Но в таком случае не может быть никакого их разделения. Всякий, кто хотел бы превратить Израиль в нормальную страну, должен отвергнуть обе эти доктрины. Израильтяне – это нация, и государство Израиль принадлежит этой нации. Каждый гражданин, мужчина или женщина, должен иметь возможность молиться чему он или она хочет, в любом общественном месте, включая Западную стену.

Храмовая гора (которую мусульмане называют Хаарам аль-Шариф – благородным святилищем), включая Западную стену и находящуюся поблизости Церковь Гроба Господня, имеют огромное значение для миллиардов людей и должна стать фактором мира.

Мы можем лишь надеяться, что в будущем она исполнят эту миссию.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf