Статьи Ури Авнери 

ЗА КОГО ГОЛОСОВАТЬ?


«МЕРЕЦ» говорит правильные вещи о мире и социальной справедливости, демократии и правах человека, но произносит их вялым голосом. Ни новых лиц, ни новых идей, ни новых лозунгов. И всё же при сложившихся обстоятельствах – это наилучший выбор. Будем надеяться, что в следующий раз у нас появится шанс с энтузиазмом отдать свой голос за динамичную партию, воплотившую наши убеждения и надежды.

ЧЕРЕЗ три дня эти выборы – скука, скука, скука…

Такая, на самом деле, скука, что и думать о ней скучно.

Дискуссий по ключевым вопросам нет, и большие головы в СМИ не находят ничего лучшего, как обсуждать предвыборные плакаты и ролики. Есть среди них хорошие, есть – ни то, ни сё, есть жуткие. Будто собрались на конкурс мастеров раскрутки, рекламы и выпекания «стратегов», а публика стоит в стороне и глазеет.

ВСТРЕЧАЯСЬ с кем-то, я постоянно слышу: «Не знаю, за кого голосовать! Нет ни одной партии, которая мне действительно нравится!» И тут же следует страшный для меня вопрос: «За кого вы бы посоветовали мне проголосовать?»

Я пристально следил за всеми 18-ю выборами в Кнессет, кроме первых, когда был еще солдатом. И сам был кандидатом на нескольких. Я всегда писал о моих предпочтениях, но никогда не советовал читателям, за кого им голосовать.

Последую и сейчас этому правилу.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО, голосовать на этих выборах совершенно необходимо, еще более чем когда-либо в прошлом.

Не потому что выборы – это «праздник демократии», «гражданский долг» и прочая лабуда. На этот раз голосование – жизненная необходимость.

Потому что, яснее ясного, не отданный голос – это голос, отданный за Биньямина Нетаньяху. Как представляется сейчас, более половины членов Кнессета 19-го созыва будут крайне правыми, а не менее десятка из них – отъявленными фашистами.

Не участвовать в голосовании – значит еще больше усилить их.

В первую очередь это относится к арабским гражданам. Опросы показывают, что почти половина из них вообще не станет голосовать. Причин тут много: общее неприятие «еврейского» государства, протест против дискриминации, отсутствие надежд на какие бы то ни било перемены, недовольство «арабскими» партиями и прочее. Вполне справедливые причины.

Но для арабов неучастие в выборах – это выстрел себе в ногу. Если их теперешняя ситуация незавидна, то она может стать много, много хуже: Верховный суд, обычно защищающий их, теперь не посмеет и пикнуть, а дискриминационные законы раскрутят на всю катушку.

КАК ЖЕ практически произвести выбор?

Я действую так: сначала записываю всех соревнующиеся списки в случайном порядке.

Затем вычеркиваю тех, за которые не стал бы голосовать и под дулом пистолета – это всего проще.

На первом месте – «Ликуд – Наш дом». «Ликуд» и сам по себе не подарок, а с добавлением либермановского НДИ станет еще разрушительней.

Я согласен с президентом Бараком Обамой, что Нетаньяху ведет нас к неотвратимой катастрофе. Полный отказ от продвижения к миру, одержимость поселениями, ужесточение оккупации – всё это неотвратимо превращает Израиль (собственно Израиль, а не только оккупированные территории) в государство апартеида. В уходящем Кнессете были приняты омерзительные антидемократические законы. Теперь же, когда из «Ликуда» вычищены его умеренные члены, процесс ускорится.

C Либерманом и его присоединившимися к «Ликуду» приспешниками всё становится гораздо опаснее. Нетаньяху придется принимать еще более вызывающие позы и идти на еще более крайние шаги из страха уступить лидерство Либерману, который сейчас стал номером 2. Вполне вероятно, что Либерману удастся обскакать его на каком-то повороте.

Дело обернулось еще плачевнее с появлением Нафтали Беннета – новой звезды выборов. Похоже, в израильском правом лагере стало правилом, что на любого экстремиста найдется кто-то еще экстремальней.

Второй группой, которую я вычеркну из списка, будет религиозная. В ней только две партии: ашкеназийская «Еврейство Торы» и сефардская «Шас».

В вопросах войны и мира обе были когда-то довольно умеренные. Но те дни прошли. Узко этническое, ксенофобское образование в течение нескольких поколений привело к руководству оголтелых правых националистов. Беннет тоже возрос в этом лагере.

И если бы этого не хватало, обе партии хотят навязать нам иудейскую Галаху, точно также, как их подобия в мусульманском мире, стремятся навязать Шариат. Они почти автоматически противостоят всем прогрессивным идеям, как, например, письменной конституции, отделению синагоги от государства, гражданским и однополым бракам, аборту и всему такому. Вычеркиваю.

ИНОГО калибра самоназванные «партии центра».

Крупнейшая из них «Авода», возглавляемая Шелли Яхимович и рассчитывающая примерно на 15% голосов.

Признаюсь, что никогда не питал к Шелли особых симпатий, но на мой выбор это влиять не должно. Она может (и не упускает случая) похвалиться несколькими достижениями. Возглавив эту партию на смертном ложе, она вдохнула в нее живую силу. Нашла новых и привлекательных кандидатов.

Беда в том, что не без ее стараний вопрос о мирном урегулировании был снят с повестки дня. Она заигрывает с поселенцами и их союзниками. Сказав несколько дежурных слов об «урегулировании по принципу двух государств», она и пальцем не пошевелила для продвижения в этом направлении. Ее единственной заботой стало то, что она называет «социальной справедливостью».

Она обещала не присоединяться к правительству Нетаньяху-Либермана, но опыт учит нас не слишком доверять предвыборным обещаниям. Всегда может возникнуть какая-нибудь «неотложная государственная необходимость»… Но даже в качестве главы оппозиции деятель, для которого мирное урегулирование ничего не значит, может причинить немало вреда. Прошу прощения, но голосовать за нее не стану.

Главная конкурентка Шелли – это Ципи. На первый взгляд, Ливни полная противоположность ей. Ее главный и, фактически, единственный пункт избирательной программы – возобновление переговоров с Махмудом Аббасом.

Прекрасно, но сама Ципи и ее шеф, Эхуд Ольмерт, находились во власти почти четыре года, за которые успели развязать две войны (2-ю Ливанскую и «Литой свинец») и не приблизились к миру ни на шаг. С какой стати доверять ей сейчас?

Я не слышал от Ливни ни одного слова сочувствия и сострадания палестинцам. Подозреваю, что ей нужен не мир, а бесконечный «мирный процесс».

ЛЮБОПЫТНАЯ фигура на этих выборах Яир Лапид.

За что он стоит? Ну, сам-то он выглядит отлично. Бывший телеведущий, он хорош на экране, единственном поле его сражений на этих выборах. Его программу можно сравнить с американским символом дома и семьи: «Мама и яблочный пирог».

Он напоминает мне актера Граучо Маркса, сказавшего: «Вот мои принципы. Но если они вам не подойдут, у меня найдутся и другие».

Для меня он, в сравнении с его отцом, «Облегченный Лапид». «Томми» Лапид тоже пришел в политику с телевидения. Лапид-отец был куда более сложной личностью: очень милый и обходительный в личном общении, он был резок и язвителен на ТВ, крайне «правый» в национальном вопросе – был непримиримым врагом религиозного лагеря. Но его сын взывает: «Голосуйте за меня, потому что я славный парень».

Он нисколько не скрывает своих страстных надежд на министерское кресло в кабинете Нетаньяху. Нет, этот парень – не мой.

ПРОПУСТИВ арабские списки, которые за еврейскими голосами не гонятся, и тех, кому не взять 2%-ной планки, обратимся к двум оставшимся кандидатам: «ХАДАШ» и «МЕРЕЦ».

Обе партии близки мне по взглядам: они активно, вместе с палестинским народом, включились в борьбу за мир и за социальную справедливость.

Какой же из них отдать предпочтение?

«ХАДАШ», по сути, явленное обществу лицо коммунистической партии. Должно ли это меня останавливать?

Я никогда не был ни коммунистом, ни даже марксистом. Я мог бы назвать себя социал-демократом. У меня сохранилось немало воспоминаний, связанных с коммунистической партией – есть среди них и положительные, и немало отрицательных. Мне трудно забыть о бескомпромиссном сталинском прошлом коммунистов. Но не в этом дело. Ведь мы голосуем не за прошлое, а за будущее.

«ХАДАШ», к его чести, определяет себя как объединенную арабско-еврейскую партию – к тому же, единственную (партия, которую я помогал основать в 1984 году, быстро выдохлась и через восемь лет исчезла). Тем не менее, в представлении большинства израильтян, «ХАДАШ» – «арабская» партия, поскольку 95% ее избирателей – арабы. В Кнессете у нее единственный еврейский депутат – очень активный и очень достойный Дов Ханин. Если бы он возглавил свой собственный список, он мог бы привлечь многих молодых избирателей и, возможно, изменить предвыборный пейзаж.

ОСТАЕТСЯ «МЕРЕЦ», которой я, в целом, отдаю предпочтение, хоть и без большого энтузиазма.

Эта партия была основана в 1973 году, но создает впечатление чего-то устарелого и унылого. Она говорит правильные вещи о мире и социальной справедливости, демократии и правах человека, но произносит их вялым голосом. Ни новых лиц, ни новых идей, ни новых лозунгов.

«МЕРЕЦ» поддерживают известные интеллектуалы, писатели и художники (партия старалась не включать в свой список «левых», не отличившихся особой приверженностью к «сионизму»). Но, как давно уже сказал об этих интеллектуалах один министр от «Аводы»: «Их не наберется и на пол-лагеря беженцев».

И всё же при сложившихся обстоятельствах – это наилучший выбор. Значительное увеличение ее присутствия в Кнессете даст, по крайней мере, надежду на будущее.

А ВЕДЬ важно именно будущее. Когда пройдут эти катастрофические выборы, нужно будет, не теряя времени, приступить к созданию иного ландшафта. И никогда больше не допустить такой дилеммы.

Будем надеяться, что в следующий раз – вполне возможно, в скором времени – у нас появится шанс с энтузиазмом отдать свой голос за динамичную партию, воплотившую наши убеждения и надежды.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf