Статьи Ури Авнери 

ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ «НИКТО»


НА МНОГИХ языках говорят о «политической игре». Играть будем как в «Лего». Пусть каждая фишка станет одной из партий. Цель игры – создать парламентскую коалицию…

ВНЕЗАПНО я осознал, что на политической тверди Израиля взошла новая звезда. До вчерашнего дня я и не подозревал о ней.

В достойном уважения опросе общественного мнения задали никсоновский вопрос: «У кого из политиков вы купили бы подержанный автомобиль?» И получили сногсшибательный ответ: ни один из политиков не набрал и 10%. Кроме одного, которому готовы довериться 34% потенциальных избирателей: этим единственным был "Никто".

Только по этому вопросу избиратели обнаружили явное предпочтение, и досталось оно упомянутому таинственному кандидату. На вопрос: «С кем из кандидатов вы хотели бы провести вечер?», лишь 5% выбрали Шелли Яхимович, лощеный Нетаньяху набрал 20%, но господин Никто без труда возглавил список со счетом 27%.

Кому вы больше всех доверяете? И тут Никто победил с 22%, вторым пришел Нетаньяху с 18%. Кто больше всех заботится о вас и ваших проблемах? 33% отдали свои голоса Никому, и далеко-далеко за ним плелись Шелли Яхимович с 17% и Нетаньяху всего лишь с 9%.

Я никогда не встречал этого «Никто», не знаю, господин это или дама. Молод он или стар. Почему он не основал новой партии, поняв, что у него верняк.

Уже поздно лезть в драчку, и нет ни малейшего сомнения, что Нетаньяху выйдет из нее великим победителем и станет премьер-министром. У него просто нет соперников.

НА МНОГИХ языках, включая иврит, говорят о «политической игре». Но никто, насколько мне известно, не изобрел такой игры даже для детей.

Попробую изобрести ее сам и надеюсь, что она поможет моим читателям убить время в скучный вечер, когда по ТВ не будет никакого «реалити шоу».

Играть будем как в «Лего». Пусть каждая фишка станет одной из партий. Цель игры – создать парламентскую коалицию.

Поскольку депутатов в Кнессете 120, для образования коалиции нужны голоса 61 из них. Надежнее, конечно, 65, потому что часть депутатов весело разгуливает по заграницам, и нужно отчаянно взывать к ним, чтобы вернулись домой для участи в важнейших голосованиях. Израильтяне любят колесить по свету, особенно если платит кто-то другой (например, Кнессет).

При создании коалиции вы должны соблюсти следующие принципы:

Во-первых, ваша партия должна быть достаточно сильной, чтобы противостоять любой оппозиции внутри самого правительства.

Во-вторых, коалиция должна быть сбалансированной, чтобы при голосовании по любому вопросу вы оказывались как раз посередке.

В-третьих, в ней должно быть много участников, чтобы ни одна партия не располагала достаточным числом депутатов для шантажа угрозой выхода из правительства накануне важного голосования.

Для некоторых неудачных кандидатов на премьерство создание коалиции оказывалась в прошлом столь трудной задачей, что им приходилось просить президента страны продлить предусмотренный законом срок.

По существу, это самое важное из всех решений, которые вам придется принять до следующих выборов, включая решения о войне и тому подобные. Если вы промахнетесь на этом перекрестке, сколоченное вами правительство раньше или позже потерпит катастрофу.

УПОМЯНУТЫЙ опрос показывает, что на этот раз задача будет относительно несложной, и успех ее решения будет зависеть лишь от ваших способностей.

Прежде всего, фишки, которые предстоит выбрать.

Ваш собственный список, «Ликуд – Наш дом» который вы составили совместно с Авигдором Либерманом, получит, вероятно, от 35 до 40 мест. Все другие партии получат намного меньше, и ни одна из них не войдет в диапазон 25-35 мест.

«Авода» Шелли Яхимович плавает между 15 и 20, соревнуясь с четырьмя партиями в диапазоне 9-15 мест. Среди них движение Ципи Ливни (партия так и названа: «Движение»); «Есть будущее» Яира Лапида (для тех, кто верил в конец света на прошедшей неделе); восточные ортодоксы «Шас» и «Еврейский дом» Нафтали Беннет.

Кто такой Нафтали Беннет? Возникнув ниоткуда, он оказался громадным сюрпризом этих выборов. Успешный предприниматель в сфере высоких технологий с крохотной кипой на голове сумел, одолев сопротивление, перехватить находившуюся при последнем издыхании национально-религиозную партию «Бейт йехуди» (Еврейский дом). Ему удалось вытолкнуть за дверь всех ее почтенных лидеров и стать самовластным хозяином. За несколько недель он удвоил вес этой партии в опросах, обходя Нетаньяху справа и прокламируя взгляды, которые некоторые считают откровенно фашистскими.

Откуда к Беннету переходят сторонники? Из «Ликуда», конечно. Однажды он возглавлял канцелярию Нетаньяху, но допустил роковую ошибку, сцепившись с «Сарале», женой своего босса (говорят, что она-то и есть настоящий босс). Яростная схватка сейчас в разгаре. Беннет обвиняет Нетаньяху в поддержке разрешения конфликта по принципу «двух государств» (в которое никто в Израиле и в мире не верит), а Нетаньяху набрасывается на Беннета за то, что тот – человек военный и майор в резерве – объявил, что откажется исполнять приказ о «выселении евреев из их дома». Речь, конечно, о «доме», являющемся поселением на палестинской земле.

Поскольку «Ликуд» на последних внутрипартийных выборах и сам перешел на более радикальные позиции, а присоединив к себе когорты Либермана, стал еще более правым, конфронтация с Беннетом – это схватка «правых» с теми, кто «еще правее». Впрочем, есть и такие, о которых можно сказать: «правее некуда» – ученики недоброй памяти покойного раввина Меира Кахане, которым, однако, скорее всего, не удастся преодолеть двухпроцентный электоральный барьер.

Но вернемся к списку партий. Кроме «Ликуда» и пяти партий среднего размера, есть еще шесть небольших партий. Самая значительная из них – это ортодоксальный ашкеназийский блок «Еврейство Торы». За ним следует «Мерец» – единственная еврейская партия, открыто признающая себя «левой». Такого же размера три арабские партии (включая коммунистов, в основном арабов, но есть среди них и кандидат-еврей). И в самом конце несчастная «Кадима», крупнейшая партия уходящего Кнессета, сейчас изо всех сил пытающаяся преодолеть двухпроцентное проклятие. Так проходит земная слава…

А ТЕПЕРЬ – за работу. Вы не забыли: цель набрать в коалицию, по крайней мере, 61 депутата.

Наиболее естественной коалицией был бы альянс «правых»: «Ликуд – Наш дом», «Еврейский дом», «Шас» и ортодоксы набирают вместе около 67 мест. Они смогут осуществить политику быстрого расширения поселений и не допустить создания палестинского государства, продолжив бесконечную оккупацию и наплевав на мировое общественное мнение.

Недостаток: такой состав коалиции исключит всякие намеки на приверженность урегулированию по принципу «двух государств» и стремление к миру. Вы останетесь на глазах всего мира, в чем мать родила. Международный статус Израиля покатится вниз с весьма печальными последствиями.

Кроме того, вы станете постоянным объектом шантажа со стороны блока «Шас» с ортодоксами, которые могут потребовать крупных сумм для своих гетто в виде субсидий на детей (8-10 на семью), отмены обязанности трудиться и служить в армии и многого другого. И в правительстве вы окажетесь не в центре, а смещенным влево.

Чтобы избежать этого, вы можете добавить центристских пряностей. В день после выборов у ваших дверей выстроятся, по крайней мере, трое: Шелли, Ципи и Яир.

Проблем с выработкой программы нового правительства не будет. Никто из этих трех не сказал ничего такого, что могло бы вас встревожить. Они вообще мало что сказали. Выбор за вами.

А ПОЧЕМУ БЫ не взять их всех? Тогда возникнет национальный союз (всегда популярный), а снаружи окажутся только «арабы» и «Мерец». Коалиция из 100 депутатов.

Но в том и загвоздка. Точнее, две загвоздки.

Во-первых, в такой коалиции вы окажетесь в меньшинстве, не сможете превратить любой свой каприз в закон и счастливо двигаться зигзагами.

Во-вторых, каким образом вы станете распределять министерства? Ведь в этом будет состоять главное, если не единственное, требование лидеров отобранных партий, а также функционеров вашей собственной партии.

Возникнут, по меньшей мере, три кандидата на кресло министра обороны, четыре – министерства финансов, два – министерства иностранных дел (если только суд не отправит Либермана в тюрьму).

Тут-то и начнется настоящая игра: какую партию включить, какую не включать? Разве можно взять Шелли и отказать Беннету? Можно ли включить Яира, исключив «Шас» (проучить его, конечно, не мешает!) Можно ли принять Ципи как алиби для надоедливых американцев и европейцев, чтобы не допустить «делегитимации» Израиля, и забыть о Шелли, которая призналась в любви к поселенцам?

Возможностей, как видите, бездна! А впереди целых 25 дней.

Удачной вам игры!