Статьи Ури Авнери 

ПРОЩАЙ, ВОЙНА!


Нам нужен израильский Обама, который бы сотрудничал в деле мира с Обамой американским.
````

Биньямин Нетаньяху и его патрон Шелдон Адельсон поставили на Митта Ромни, бросив на стол Государство Израиль как свою фишку.

И проиграли.

Для магната казино Адельсона это мало что значит: порой выигрываешь, порой проигрываешь…

C Нетаньяху – другой спрос. Он рос в США (познакомился там с Ромни в 1976 году) и выдает себя за большого знатока Америки. Это один из его главных козырей, потому что отношения с США жизненно важны для Израиля. А сейчас он опростоволосился вместе со своим послом в Вашингтоне, которого тоже рекомендовал Адельсон.

Снижает ли это шансы Нетаньяху в предстоящих израильских выборах? Возможно. Но только если появится заслуживающий доверия кандидат, который сумел бы исправить отношения с Бараком Обамой.

Таким представляет себя Эхуд Ольмерт, который может полезть в драчку. Некоторые мечтают о том, что Шимон Перес сложит с себя президентские полномочия и запишется в кандидаты. Перес, который на две недели старше меня, ни разу за пятьдесят своих лет в политике не выиграл ни одних выборов. Но ведь никогда не поздно?

ИЗРАИЛЬТЯН, конечно, интересуют, прежде всего, еврейские голоса. А они говорят о многом.

Нетаньяху не делал тайны из того, что горой стоит за Ромни. Американским избирателям внушали, что голосовать за Ромни – значит голосовать за Израиль. И они послушались? Ничуть не бывало.

У меня еще нет подробной статистики, но по результатам во Флориде и других штатах представляется, что большинство евреев, как и прежде, поддержали демократического кандидата.

Что это значит? Это значит, что большинство утверждений Нетаньяху и компании оказались ошибочными.

Нетаньяху чуть не ежечасно заявляет, что Израиль «национальное государство еврейского народа». А из этого следует, что Израиль принадлежит всем евреям в мире, и что все евреи в мире принадлежат Израилю. Поэтому он говорит не только от имени шести миллионов граждан Израиля, а от имени всех примерно 13 миллионов евреев во всём мире. (Предположив, на Марсе евреев нет).

И опять подтверждено, что это определение нации – фикция. Американские евреи (или скорее американцы еврейского происхождения) голосуют как члены американской нации, а не как несуществующей еврейской. Многие из них, конечно, симпатизируют Израилю, но когда дело доходит до выборов, голосуют как американцы. Израиль далеко не главная их забота. Они могут приветствовать посетившего США Нетаньяху громовой овацией, как американские католики приветствовали бы папу римского, но проигнорируют его указания насчет того, какого кандидата им предпочесть.

А это серьезно отразится на будущем. При любом столкновении жизненно важных американских и израильских интересов американские евреи, прежде всего американцы. При возникновении подобной ситуации в будущем подобный просчет Нетаньяху или его преемников может оказаться роковым.

НАПРИМЕР, относительно войны с Ираном. Израильские ястребы могут послать ей прощальный поцелуй.

Я сомневаюсь, что даже Ромни, если бы его избрали, позволил бы Израилю напасть на Иран. Предвыборные речи – речами, но ставить под угрозу жизненно важные интересы США он бы не стал. Он тоже взглянул бы на карту, увидел на ней Ормузский пролив и отшатнулся.

Но как бы то ни было, нет ни малейшего шанса, что Обама согласится с израильским нападением. Оно стало бы детонатором крупномасштабной войны с неисчислимыми последствиями для США и всей мировой экономики.

Американцы не хотят новой войны. Они хотели бы выбраться из Ирака и Афганистана, практически сдав обе страны своим противникам. А о начале еще одной войны гораздо большего масштаба и подумать нельзя.

И в этом, возможно, самый главный для нас результат этих выборов.

КАК ЖЕ обстоит дело с израильско-палестинским мирным урегулированием?

Его шансы, несомненно, улучшились.

Не хочу проявлять слишком большого оптимизма. Считается, что американские президенты во второй срок свободны от политического давления и могут, наконец, действовать по велению совести. Это верно – но до определенной степени.

Президент возглавляет партию, и с первого дня после прошедших выборов партия начинает задумываться о следующих. Мощные лобби, вроде ЭЙПАК, не исчезают, а продолжают оказывать немалое давление в пользу израильских правых. Нужны крупные жертвователи, а через два года грядут промежуточные выборы.

Я надеюсь, что Обама вернется к своей исходной позиции и попытается убедить обе стороны приступить к серьезным переговорам. Предстоящее палестинское обращение к Генеральной Ассамблее ООН о принятии ее в качестве государства (со статусом наблюдателя) может стать тестом для Обамы. Ее принятие сыграет огромную роль, вернув принцип двух государств на международный стол. В Генеральной Ассамблее у США нет вето, и президент должен решить, использовать ли давление или нет.

США можно уподобить гигантскому авианосцу. Чтобы изменить его, курс нужны время и пространство. Но даже небольшое изменение курса может серьезно сказаться на нашей жизни.

БОЛЬШОЙ вопрос в Израиле: станет ли он мстить?

Нет сомнения, что Обама терпеть не может Нетаньяху и имеет на это все основания. Рассчитывать на теплый прием в Овальном кабинете Нетаньяху не приходится.

Но Обама хладнокровен и умеет сдерживать свои чувства.

Только до какой степени? Изменится ли его отношение к Нетаньяху и его политике в такой степени, чтобы сделать ободряющий жест в сторону сил мира в Израиле или даже поддержать их? Попытается ли он повлиять на израильские выборы в такой же мере, как Нетаньяху пытался влиять на американские?

Я надеюсь на это. Ради блага Израиля.

Победа Обамы укрепит либеральный, демократический, светский, социально-направленный, противящийся милитаризму дух во всём мире. Если правительство Израиля продолжит двигаться теперешним курсом, его изоляция в мире возрастет до опасной черты.

Если мы не поступим с Нетаньяху так же, как американцы поступили с Ромни.

ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что у Израиля с Америкой много сходных черт.

Обе страны – это страны иммигрантов. Обе построены белыми поселенцами, проводившими этнические чистки. Обе выставляют напоказ свои достижения, пытаясь скрыть темные стороны своего прошлого.

Выборы в обеих странах проливают свет еще на одно сходство: всё увеличивающийся разрыв между разными «секторами» общества. Если мужчины в США поддержали Ромни, то женщины и черные были за Обаму. Демографические факторы сыграли большую роль. В какой-то степени это был арьергардный бой доминирующей элиты белых мужчин с новым большинством черных, латиноамериканцев, женщин и молодежи.

Раскол усугубили фанатики из «партии чаёвников». Возникает впечатление, что через каждые несколько поколений американскую нацию одолевает безумие – антианархистская истерия после Первой мировой войны. Маккарти – после Второй и «чаёвники» в наше время. Большое достоинство Америки, что у нее есть иммунитет к таким волнам. Но «чаёвники» уничтожили Ромни, несмотря на все его кульбиты.

В Израиле наблюдается подобный раскол. Есть два сектора, и голоса разделяются по секторальным линиям: белые (ашкеназы), восточные, ультраортодоксы, национально-религиозные, русские иммигранты, арабы. «Ликуд» – это партия выходцев из восточных стран, в которой преобладают белые мужчины. Либерман возглавляет партию «русских». Вместе с религиозными разной масти они образуют мощную коалицию. В отличие от Обамы, левые в Израиле не смогли до сих пор создать эффективную коалицию, противостоящую им.

Нам нужен свой израильский Обама, который бы сотрудничал в деле мира с Обамой американским.

Пока не поздно, имейте в виду.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf