Статьи Ури Авнери 

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ


ЧТО ПРОИСХОДИТ с движением социального протеста в Израиле? Когда наступило лето 2012 года, оно опять зашевелилось. Дафни Лиф собрала вокруг себя тысяч десять. Число внушительное, но с прошлогодним множеством не сравнить. Почему не больше?

ЧТО ПРОИСХОДИТ с движением социального протеста в Израиле?

Хороший вопрос. Задают его не только за рубежом, но и в Израиле.

В прошлом году движение достигло своего пика, вылившись в гигантскую демонстрацию. Сотни тысяч его участников прошли по Тель-Авиву.

Правительство поступило так, как правительства поступают в таких ситуациях: назначило комиссию во главе с уважаемым профессором Мануэлем Трахтенбергом. Комиссия внесла хорошие, но ограниченные рекомендации, лишь малая часть которых была фактически реализована.

Тем временем, движение протеста впало в зимнюю спячку. Почему-то было решено, будто протестовать можно только летом. (Лично я предпочитаю зимние демонстрации. Летом такая жарища, ну ее.)

КОГДА наступило лето 2012 года – очень жаркое к тому же – движение протеста опять зашевелилось.

Дафни Лиф, всё это заварившая, призвала выйти на демонстрацию. Она собрала вокруг себя тысяч десять. Число внушительное, но с прошлогодним множеством не сравнить. В тот же день и в тот же час (к худу это или к добру?) в километре от них состоялась другая демонстрация по поводу армейской службы. (О ней ниже).

Дафни призвала выйти еще на одну демонстрацию в прошлую субботу вечером, и опять собралось тысяч десять. Почему не больше? Потому что в тот же день и в тот же час состоялась еще одна демонстрация на тель-авивской набережной.

Какая между ними разница? Никакой. Организаторы обеих назвали себя законными наследниками прошлогодних протестов. И шли под одними и теми же лозунгами.

Теории заговоров я не люблю, но как не предположить тут тайную руку, действовавшую по римскому принципу «divide et impera» – «разделяй и властвуй». (Хотя, может быть, и не римскому, а короля Луи XIV, сказавшего «diviser pour régner» – «разделяй, чтобы править»).

УСПЕХ демонстрации Лифни в прошлую субботу принесло событие, которого никто не мог предвидеть.

Когда демонстрация подошла к правительственному кварталу в Тель-Авиве (бывшей деревне Сарона, основанной германскими религиозными поселенцами в середине 19-го века), житель Хайфы среднего возраста поджег себя и получил страшные ожоги.

Евреи – не буддистские монахи, и ничего подобного здесь раньше не случалось. Отчаявшиеся люди совершают самоубийства – но не публично и не самосожжением. Я думаю, что со времён, когда евреев сжигала испанская инквизиция, они испытывают отвращение к этому виду смерти.

История Моше Сильмана – это история человека, которому очень не повезло. В прошлом году он был активистом движения протеста. У него, мелкого предпринимателя, дважды потерпевшего неудачу в делах и удары болезни, не осталось ничего, кроме долгов. На днях его должны были выселить из маленькой квартирки. Он предпочел самоубийство бездомности, раздав людям вокруг него записку с объяснением своего поступка.

Многие, уверовавшие в американский путь, скажут, что это его вина, и никто не был обязан ему помочь. У евреев другая этика, по которой человеку, оказавшемуся, пусть даже по собственной вине, в отчаянном положении должны быть обеспечены минимальные условия существования, не унижающие его достоинства.

Биньямин Нетаньяху, ярый приверженец свободного рынка, выступил с заявлением, в котором отмел этот инцидент как «личную трагедию». Демонстранты ответили плакатом: «Биби, наша личная трагедия – это ты!»

Сильман стал национальным символом. Он дал мощный толчок движению протеста, которое вернулось в сферу общественного сознания.

В ДАННЫЙ момент, однако, возникло конкурирующее движение, связанное с прохождением военной службы.

Речь не об отказе от службы в армии по причине оккупации. Таких отказчиков не много, а их отважные поступки, к сожалению, не находят отклика.

Речь о другом: 6000 здоровых молодых людей из ортодоксов получают каждый год освобождение от военной и от гражданской службы. Молодым людям, которые служат три года в армии, а потом почти каждый год уходят на месячные сборы, такая ситуация осточертела. Они требуют «равного распределения бремени». Этот лозунг популярен среди светского большинства и даже среди религиозных сионистов.

Его популярность видна хотя бы по тому факту, что среди демонстрантов был Ицик Шмули, который в прошлом году присоединился к Дафни, но потом бросил ее в сложный момент. Недавно стало известно, что один из крупнейших израильских магнатов дал ему 200 000 долларов на осуществление проекта.

Ортодоксы с армию не стремятся, имея на это серьезные причины. Например, считают они, изучение Торы для безопасности государства куда важнее военной службы. Всякому известно, что Бог, пока мы изучаем Тору, будет нас хранить. (Однажды у меня зашел об этом разговор с Ариэлем Шароном, и, к моему великому изумлению, он был с этим согласен).

Настоящая причина для ортодоксов, конечно, в их решимости избежать любой ценой общения своих парней и девушек с простыми израильтянами, погрязшими в беззаконии, пьянстве, разврате и наркотиках.

Нетаньяху вполне мог бы управлять страной и без ортодоксов, опираясь на своих светских партнеров. Но он знает, что в трудную минуту ортодоксы его не покинут, а другие могут слинять.

На этой неделе его плодовитый ум лихорадочно изыскивал компромиссы, которые позволили бы всё изменить, не меняя статус-кво. Например, было предложено призывать всех мужчин-ортодоксов, но не с 18-ти лет, как других, а с 26-ти, когда почти все они уже семейные и имеют четверых детей. Их призыв на службу оказался бы слишком дорогим.

ВСЕГО 70 дней назад «Кадима» поспешно присоединилась к правительственной коалиции, оправдывая это тем, что если коалиция охватит 80% депутатов Кнессета, это позволит Нетаньяху провести без риска полную реорганизацию системы призыва на военную службу.

Подлинная причина, однако, была в том, что в программе «Кадимы» нет ни одного пункта, который она могла бы назвать своим собственным. Всё еще являясь крупнейшей фракцией в Кнессете и имея на одно место больше, чем «Ликуд», она рискует окончательно исчезнуть на следующих выборах. Распря с ненавистными ортодоксами может всё это изменить.

Итак, на этой неделе, на 70-й день членства в славной коалиции, «Кадима» ее покинула. Сейчас она может двинуться на выборы под гордым знаменем «Равное бремя для всех!»

У ЭТОЙ истории есть и другая грань.

Ортодоксы – не единственная категория граждан, освобожденная от военной (и гражданской) службы. От нее также освобождены арабские граждане, хотя по совсем другим причинам.

Израильская армия никогда не желала призывать арабов, и – боже упаси – обучать их военному искусству или давать им в руки оружие. Служат лишь друзы – древняя этнорелигиозная община, отдаленно связанная с шиитским исламом, и немногие бедуины.

Сейчас, когда повсюду звучит лозунг о «равном бремени», был поднят вопрос и о них. Почему арабы не служат? Почему их не призывают, по крайней мере, на гражданскую службу?

Арабские граждане, конечно, отказываются. И речи нет о том, чтобы служить в армии, воюющей с их собственным народом – братьями палестинцами и братьями арабами. От гражданской службы они также отказываются, утверждая, что у государства, дискриминирующего их в стольких областях, вообще нет никакого права обращаться к ним. Они отказываются и от гражданской службы в рамках своей общины. Это вызывает недовольство молодых евреев, которые приходится идти в армию, тогда как арабы того же возраста могут поступить в университет или зарабатывать неплохие деньги.

Так движение «за равномерное распределение бремени» затеяло схватку сразу с двумя сообществами, наиболее ненавидимыми большинством: ортодоксами и арабами. Нетерпимость, расизм и секуляризм – объединились во имя равенства. Чего может быть лучше?

Нетаньяху остался со своим прежним незначительным перевесом сил. Ему нужно в спешном порядке принять решение относительно службы ортодоксов, потому что Верховный Суд дышит ему в затылок. Действие теперешнего закона о призыве, который был отвергнут судом, истекает в конце месяца. К этому времени должен вступить в силу новый закон.

Предпочтительный выход для Нетаньяху в назначении досрочных выборов, возможно, на следующий февраль. Это сыграло бы ему на руку, потому что сейчас нет никого, кто сравнился бы с ним в популярности. Новым партиям нужно время, чтобы утвердиться.

Но Нетаньяху чужд азарт, и он не любит рисковать. На выборах, как и на войне, нельзя быть уверенным в исходе. Случаются неприятности.

Прекрасно было бы расколоть «Кадиму». Чуть пригубив сладкий бокал власти, кое-кто из ее членов совсем не хотел бы от него оторваться. А «Ликуд» был бы счастлив принять их в свои ряды.

Принцип «Разделяй и властвуй» жив и здоров.


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf