Статьи Ури Авнери 

ЛИТОЙ СВИНЕЦ 2


ОДЕРЖАЛИ ли мы победу? 27 декабря – первая годовщина Войны в Газе, или, как ее еще называют, «Литого свинца», заполнившая собой всё общественное пространство.

В соответствии с израильским консенсусом, ответ получен: «Да, мы победили. Кассамы перестали падать».

Ответ простой, если не сказать примитивный, но поверхностному наблюдателю ситуация такой и представляется: были Кассамы, мы провели войну, и Кассамов больше нет. Сдерот процветает, жители Беер-Шевы ходят в театры, а о прочем пусть думают философы.

Однако любому, кто захотел бы разобраться в результатах войны, нужно задать себе несколько прямых вопросов.

Была ли подлинная цель войны в том, чтобы остановить Кассамы? Можно ли было достичь этого другими средствами? Если такие средства были, в чем они состояли? Оказался ли итог положительным или отрицательным с точки зрения интересов Израиля?

МНЕ ЖАЛЬ историков: им придется размышлять над документами, вчитываться в протоколы, разбирать замысловатые тексты.

Документы сбивают с толку. Если Талейран (или кто-то другой) сказал, что слова даны, чтобы скрывать мысли, то в гораздо большей степени это относится к документам. Документы искажают, скрывают и даже изобретают факты – и всё это в соответствии с интересами пишущего. Они открывают малую толику и скрывают всё прочее: это известно всякому, погрузившемуся в общественные дела.

Поэтому забудем о протоколах. В чем же состояли подлинные цели начавших эту войну? Перечислю их такими, какими они мне представляются – от более к менее важным.

Свергнуть режим в Газе, превратив жизнь ее обитателей в ад до такой степени, что они восстанут против ХАМАСа.

Вернуть правительству и армии доверие, сильно пошатнувшееся после Второй ливанской войны.

Восстановить сдерживающую силу израильской армии.

Остановить Кассамы.

Освободить пленного Гилада Шалита.

Рассмотрим результаты по порядку.

НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ сотни тысяч человек вышли в полосе Газа на демонстрацию в поддержку ХАМАСа. Судя по снимкам, от 200 до 400 тысяч. Приняв, что население Газы составляет 1,5 миллиона человек, а большинство из них – дети, явка была впечатляющая, особенно ввиду страданий, причиненных израильской блокадой, продолжавшейся весь год, из-за которой невозможно восстановить разрушенные дома. Те, кто надеялся, что давление на жителей заставит их восстать против ХАМАСа, убедились в том, что были неправы.

Тем, кто знаком с историей, это неудивительно: при нападении внешнего врага каждый народ объединяется вокруг своих руководителей, кем бы они ни были. Жаль, что наши политики и генералы не читают книг.

Израильские комментаторы изображают жителей Газы так, будто те «облизываются, представляя себе роскошные магазины Рамаллы». Питают такие высказывания опросы общественного мнения, свидетельствующие о снижении популярности ХАМАСа на Западном берегу. Если это так, почему же Фатх, даже пересажав активистов ХАМАСа, боится провести выборы?

Представляется, что большинство жителей Газы более или менее удовлетворено правлением ХАМАСа. Несмотря на жалкое существование, они могут гордиться его твердостью. На улицах порядок, преступность и употребление наркотиков снижаются. ХАМАС делает острожные попытки ввести религиозные обычаи в повседневный обиход, и, похоже, что общество этому не противится.

Таким образом, главная цель операции полностью провалилась.

ВТОРАЯ ЦЕЛЬ, однако, была достигнута. Правительство Ольмерта, утратившее доверие общества после Второй ливанской войны, вновь обрело его после войны в Газе. Самому Ольмерту это не помогло: ему пришлось уйти в отставку из-за массы коррупционных дел, нависшей над его головой.

Армия восстановила доверие к себе. Она доказала, что недостатки, обнаруживавшиеся на каждом шагу в Ливане, были не так уж серьезны. Общество поверило, что в Газе армия действовала хорошо. Тот факт, что от огня противника погибло лишь шесть израильских солдат, тогда как потери с другой стороны превысили тысячу человек, подкрепляют такое предположение, а нравственные соображения беспокоят очень немногих.

ВОПРОС о том, была ли достигнута третья цель и восстановлена сила сдерживания, тесно связан со следующим вопросом: кто выиграл войну с военной точки зрения?

В войне регулярной армии с партизанской силой трудно решить, что считать «победой». При классическом противоборстве армий победа принадлежит стороне, удержавшей поле боя после окончания битвы. Очевидно, что к ассиметричному противостоянию это неприложимо. Израильская армия не хотела оставаться в Газе. Напротив, она всеми силами стремилась исключить такой вариант.

Утверждают, что войну выиграл ХАМАС: если отрядам плохо вооруженных боевиков удалось выстоять целых три недели против одной из сильнейших армий мира, это должно считаться победой. И в таком суждении много правды.

С другой стороны, сдерживающая сила израильской армии, конечно, была восстановлена. Все палестинские группировки и все арабские силы в целом теперь знают, что эта армия готова убивать и разрушать, не ограничивая себя ничем, при любой военном противостоянии. Теперь лидеры и ХАМАСа, и Хизбаллы подумают дважды прежде, чем ее провоцировать.

Обстрелы Кассамами прекратились почти полностью. ХАМАС даже применил свою власть к мелким экстремистским группам, которые хотели их продолжать.

Несомненно, что восстановленная сдерживающая сила армии имеет к этому отношение. Но верно и то, что армия старается не провоцировать постоянно инциденты, как она имела обыкновение делать до «Литого свинца». Сдерживание в Газе, по крайней мере, в данный момент, обоюдное.

Можно спросить была ли возможность остановить Кассамы без войны? Прекратились бы обстрелы Кассамами, если бы правительство Израиля признало (хотя бы де-факто) власть ХАМАСа в полосе Газа, поддерживало с ним деловые отношения и не устроило бы блокады? Я в этом уверен.

ОСВОБОЖДЕНИЕ Шалита – вторичная, но сама по себе важная цель – не была достигнута. Если Шалит будет освобожден, то произойдет это лишь в результате обмена пленными, и станет большой победой ХАМАСа.

ПРИНЯВ ВО ВНИМАНИЕ все эти результаты, можно заключить, что война закончилась вничью.

Если не считать Голдстоуна.

Война в Газе нанесла смертельный удар по репутации Израиля в мире.

Так ли это важно? Давид Бен-Гурион когда-то произнес знаменитую фразу: «Не важно, что думают гои, важно, что делают евреи». Томас Джефферсон, напротив, сказал, что ни одна страна не может вести себя «без должного уважения к мнению человечества». Джефферсон был прав.

«Что говорят гои» оказывает огромное влияние на все сферы нашей жизни – от политической арены до вопросов безопасности. Положение нашей страны в мире – важнейший фактор нашей национальной безопасности.

Война в Газе – от решения бросить армию в густонаселенный район до использования игольчатых боеприпасов и белого фосфора – нависла черной тучей над Израилем. Отчет Голдстоуна, появившийся после того, как весь мир видел отвратительные ее отвратительные сцены, которые передававшиеся всеми телевизионными сетями, произвел страшное впечатление. Сотни миллионов человек всё видели и слышали, их отношение к Израилю изменилось к худшему, и это окажет серьезное влияние на решения правительств, позиций СМИ и тысячи касающихся Израиля крупных и мелких решений.

Почти все израильские представители и журналисты, от президента до последнего телеведущего, повторяют, как попугаи, что отчет Голдстуна «односторонний», «отвратительный» и «лживый». Но люди во всем мире знают, что он честен и объективен насколько, насколько может быть отчет после решения нашего правительства бойкотировать расследование. Ущерб возрастает день ото дня, и отчасти он неизгладим.

Нельзя говорить о результатах войны, сбросив с весов этот факт. А итог в том, что вред, причиненный нам войной, перевешивает ее выгоды.

Некоторые люди в израильском руководстве согласны с таким выводом. Но немало и других голосов – в руководстве страны и с улицы – открыто ратующих за «Литой свинец 2» и полагающих, что это лишь дело времени.

Бисмарку приписывают такую фразу: «Дураки учатся на собственном опыте, а умные – на чужом». В какой же категории мы с вами?