Статьи Ури Авнери 

“…И МАЛОЕ ДИТЯ БУДЕТ ВОДИТЬ ИХ”


ТОМАСА ФРИДМАНА, ведущего собственной колонки в «Нью-Йорк таймс», осенила идея. Такое случается с ним нередко. Можно сказать, даже слишком часто.

Суть ее примерно такая: США разворачиваются к израильско-палестинскому конфликту спиной, а остальной мир следует за ними. Всем этот конфликт надоел до чертиков, и пускай себе израильтяне с палестинцами в нем сами разбираются.

Вроде разумно. На кой ляд всему миру возиться с двумя шкодниками? Пусть надают друг другу от души, а взрослым нечего соваться в их драчки.

Но если говорить всерьез, такое предложение возмутительно, потому что силы у этих деток совсем не равны. Если взрослый увидит, что четырнадцатилетний верзила дубасит шестилетнего малыша, может ли он равнодушно наблюдать эту сцену?

Материально Израиль стократно, а то и тысячекратно сильнее палестинцев. Четвертая по мощи армия в мире (по собственной израильской оценке) властвует над жизнью беззащитного народа. Израильская экономика, располагающая современнейшими технологиями, господствует над людьми, у которых нет почти никаких ресурсов. 42 летняя оккупация проникла во все уголки оккупированной Палестины.

Ничего удивительного. Огромный разрыв в силе двух народов возник не без поддержки, оказанной США Израилю. Израиль не занял бы места, которое он занимает сегодня, без этого политического, экономического и военного фундамента. Миллиарды долларов ежегодной помощи, доступ к самым совершенным вооружениям, политическая неприкосновенность, обеспечиваемая американским вето в Совете Безопасности, а также все другие формы помощи позволили сменявшим друг друга израильским правительствам продолжать и усиливать оккупацию. Фридман не предлагает прекращения этой поддержки, которая сама по себе является серьезным вмешательством в конфликт, и предоставляется более сильной стороне. Предлагая Соединенным Штатам устраниться, он фактически говорит: пусть израильское правительство и дальше делает то, что делает  продолжает оккупацию, строит новые поселения, вырывает землю из-под ног палестинского народа, сохраняет губительную блокаду и лишает 1,5 миллиона палестинцев в полосе Газы  мужчин, женщин и детей  самого необходимого для жизни.

Предложение Фридмана чудовищно.

Пророк Исайя (11:6) говорил, что «волк будет жить вместе с ягненком». (Израильтяне острили на этот счет: «В чем проблема, если каждый день у волка будет новый ягненок?») Сейчас пророк Томас предлагает волку и ягненку самим разобраться в своих отношениях.

БИНЬЯМИНУ НЕТАНЬЯХУ такое и во сне не привиделось. Пока что он готов удовлетвориться и меньшим: пусть Обама лишь согласится с его последним трюком.

И вот Нетаньяху с искаженным болью лицом обращается к народу и говорит нам о немыслимо трудном решении, которое ему пришлось принять: временно прекратить строительство в поселениях.

Весь мир аплодирует: несравненный Нетаньяху готов ради мира пожертвовать своими самыми священными принципами. Он предпринял шаг огромной важности. Теперь очередь за палестинцами, которые просто обязаны ответить ему столь же грандиозным жестом.

Но что-то в этой картине не сходится и требует объяснения.

Снова вспомним великого Шерлока Холмса, говорившего о странном поведении собаки в ночное время: «Так ведь она ничего ночью не делала!»  сказали ему. «В том то и странность»,  ответил детектив.

Можно было ожидать, что после потрясающего сообщения лидера «Ликуда», поселенцы поднимут оглушительный рев. Мятежи на улицах городов! Блокады на дорогах оккупированных территорий! Восстание депутатов в правительственном кабинете и в Кнессете.

Но собака не залаяла, не зарычала и даже не тявкнула. Министр культуры Лимор Ливнат открыла свой большой рот и заявила, что администрация Обамы «ужасна». Вот практически и всё. Министр-поселенец Авигдор Либерман сам голосовал в кабинете за это решение, голосовал за него и экстремист из экстремистов, ликудовский министр Бени Бегин, сын покойного премьера.

Бегин даже объяснил свое странное поведение по телевизору: у него не было никакой причины голосовать против. В конце концов, это всего-навсего жест, цель которого умиротворить Обаму. Жест, лишенный всякого содержания. Строительство «общественных зданий» будет продолжено (примерно 300 новых утверждены на этой неделе). Будет продолжено строительство жилых домов, для которых уже заложены фундаменты (не менее 3000 квартир на Западном берегу). И, что всего важнее, не будет никаких ограничений на еврейское строительство в Восточном Иерусалиме, где оно идет бешеными темпами на десятке площадок в самом сердце арабской части города. А, кроме того, замораживание продлится всего десять месяцев. После этого, обещал Бегин, строительство возобновится с полным размахом.

Поселенцы вряд ли вели бы себя так спокойно, если бы не знали того, что знает каждый израильтянин: вся эта суета не стоит выеденного яйца. Строительство продолжится повсеместно, государственные органы будут, не афишируя, ему способствовать, а военные закроют на него глаза. Заявят, что разрешения на строительство были выданы давно, а фундаменты уже заложены. (Во многих местах их действительно заложили на всякий случай). Так было в прошлом при правительствах Аводы и Кадимы, так будет и сейчас. На этой неделе стало известно, что всю строительную деятельность на Западном берегу будут контролировать 14 (целых четырнадцать!) государственных инспекторов.

В той же телевизионной программе рядом с Бегиным сидел Йоси Бейлин. Можно было ожидать, что он, по крайней мере, выскажется против этого притворства, но, увы… Бейлин похвалил Нетаньяху за смелый акт и увидел в нем обещающее начинание. Так он оказал Нетаньяху важную услугу, склонив в его сторону мировое общественное мнение и успокоив совесть невинных израильтян. Трудно представить более печальный пример падения «сионистской левой». «Женевская инициатива» превратилась в «Иерусалимский обман».

Крупнейшая оппозиционная партия тоже включилась в общий хор. Ципи Ливни, носящая внушительный официальный титул «лидера оппозиции», промычала что-то нечленораздельное и отправилась на боковую.

А ОБАМА? Обама вновь капитулировал. Отказавшись от своего первоначального требования о полном замораживании строительства в поселениях, он вынужден был уступить опять, и отреагировал на жалкое актерство Нетаньяху как на высокую драму.

Обаме нужен успех. Говорят, что на международной арене ему не удалось достичь ни одной из поставленных целей. Вот и достижение: Нетаньяху замораживает  простите, ограничивает  простите, приостанавливает  поселенческую деятельность…

Отец учил меня в юности, что нельзя уступать шантажисту. Уступив ему раз, вы обречены уступать ему снова и снова, а его требования будут постоянно расти. Уступив произраильскому лобби один раз, Обама будет уступать ему опять и опять.

К нему и его помощникам испытываешь почти жалость. Столь внушительная, упорная и опытная команда возвращается из Иерусалима, как Наполеон из Москвы.

Мы видели, в каком жалком положении оказался Джордж Митчелл. Человек, посредничавший в переговорах между кровожадными ирландскими фракциями, приехал в Иерусалим. И приезжал еще много, много раз. Приезжал как представитель единственной оставшейся сверхдержавы, чтобы объяснить израильтянам и палестинцам, что им следует делать. Упорствовал. Ставил условия.

А израильские чиновники посмеивались за его спиной. Им не привыкать. За завтраком они намазывают таких деятелей на бутерброд. Может быть, припомните Уильяма Роджерса, государственного секретаря при Никсоне и его мирный план? И великого Генри Киссинджера? Или Джеймса Бейкера, попытавшегося наложить на Израиль экономические санкции? И «основные принципы» Билла Клинтона? И «предвидения» Джорджа Буша? Политическое кладбище усеяно могилами политиков, пытавшихся ограничить Израиль какими-то рамками, не имевших возможности или не желавших употребить необходимую силу. Добро пожаловать, Джордж! Рады приветствовать вас, Хилари!

Самое печальное в том, что Обама ничуть не обманывается насчет Нетаньяху. Американский президент прекрасно знает, что это лишь показной жест. Обама очень умен, но не так уж смел. За чечевичную похлебку воображаемого достижения, он продал свое политическое первородство. Даже Джорджу Бушу удалось вытянуть из Ариэля Шарона обещание демонтировать все поселения, построенные после марта 2001 года (нечего и говорить, что ни одно из них не было демонтировано).

Это большая победа Нетаньяху, его вторая победа над Обамой. Еще не решающая, но не предвещающая ничего хорошего для надежд на мир в ближайшем будущем.

НЕТАНЬЯХУ и не пытался ввести в заблуждение палестинцев, понимая, что это бессмысленно.

Каждый палестинец прекрасно понял смысл его выступления. Ему достаточно выглянуть из окна, чтобы увидеть происходящее. В конце концов, Израиль не стал бы вкладывать миллиарды в новое строительство, если бы имел намерение демонтировать поселения в течение года или двух ради достижения мира.

На Западном берегу едва ли отыщется место, из которого нельзя увидеть какого-то поселения на вершине холма или рядом с ней, а кое-где  два или три сразу. Если же подойти ближе, можно убедиться, что строительство, явное или тайное, «законное» или «незаконное», идет полным ходом.

И самое главное: нет ни одного палестинского лидера, который согласился бы на продолжение строительства в Восточном Иерусалиме. Но еврейские дома строят, а палестинские  сносят. Продолжаются «археологические раскопки» и другая деятельность по «евреизации» Иерусалима. Говоря без обиняков, она направлена на то, чтобы Иерусалим стал «свободным от арабов».

Если перед Нетаньяху капитулирует Обама, что может сделать Аббас? Когда американцы просят палестинцев ответить на «важный» шаг Нетаньяху своим важным шагом, это лишь дурная шутка. Американцы помогли Нетаньяху забросить мяч на поле палестинцев и, благочестиво закатывая глаза, спрашивают, почему после столь щедрого израильского жеста палестинцы не соглашаются возобновить «мирный процесс».

Но Аббас не может начать переговоров без полного замораживания поселений, и, в первую очередь, в Иерусалиме. Единственный диалог между израильтянами и палестинцами ведется сейчас с ХАМАСом. Сделка по обмену военнопленными близится к решающему моменту. Основное разногласие  в освобождении лидера Фатха Маруана Баргути, приговоренного к пяти пожизненным срокам.

Если сделка состоится и Баргути освободят, это явится еще одним унижением Аббаса, потому что окажется, что именно ХАМАС, а не он, добился освобождения лидера Фатха. Баргути, получив свободу, направит усилия на преодоление раскола между Фатхом и ХАМАСом и станет вполне вероятным кандидатом на пост президента в палестинской администрации, и откроется новая глава конфликта.

НЕ ЛИШНЕ прочитать пророчество Исайи полностью: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их».

Представляется, что роль малого дитяти выпала на долю Обамы. Если он прислушается (боже упаси!) к совету Фридмана и сойдет со сцены, картина превратится в кошмар. Правительство Израиля станет давить на палестинцев еще сильнее, те прибегнут к ничем не сдерживаемому террору, а весь мир окажется втянутым в кровавый хаос.

Вот так совет…