Статьи Ури Авнери 

СПЕКТАКЛЬ С УЖАСТИКАМИ БУГИ ЯАЛОНА


Первой моей мыслью было: «Боже праведный! Так ведь он отвечал за жизни наших солдат!»

Но тут же пришла вторя: «Чему тут удивляться? Ведь мы всегда знали, что он за фрукт! В конце концов, пребывая многие годы на посту начальника генерального штаба, он тайком поддерживал строительство "незаконных" форпостов по всему Западному берегу!»

И третья: «Вот этот человек стал сейчас вице-премьером и вошел в «шестерку» – в число шести министров, образующих подлинное правительство Израиля».

ПОВОДОМ для этих пугающих мыслей стало участие Моше (Буги) Яалона в собрании фракции «Еврейское руководство». «‘Мир сейчас’ – это вирус»,– изрек он там. И не только они. «Все СМИ» – это вирусы. Они влияют на обсуждение общественных проблем, «все искажая, все перевирая». И вообще, вирусом заражены все «элиты».

Кроме них, виновны и «политики». «Когда политики завозят сюда голубей мира, мы, армейские, должны за ними подчищать».

И в завершение: «У евреев есть право селиться по всей Эрец Исраэль – Земле Израильской». А если бы это высказывание обеспокоило американцев, Яалон поспешил добавить: «Я американцев не боюсь!»

Все это было сказано через несколько дней после того, как Яалон проделал широко разрекламированную поездку по оккупированным территориям в сопровождении лидера партии «ШАС» Эли Ишая и нескольких крайне правых министров. Эта компания посетила форпосты, которые израильское правительство давно обещало Америке демонтировать, и заявила, что она категорически против их эвакуации. Закончили они свой визит в Хомеше, поселении на Западном берегу, которое было эвакуировано Ариэлем Шароном в ходе «размежевания». Яалон потребовал восстановить его.

Знакомый и пугающий мотив фашистского гимна.

Во-первых, «Элита». На жаргоне израильских крайне правых – это все, кто вызывает у них ненависть: интеллектуалы, университетские профессора и преподаватели, либеральные политики, Верховный суд, средства массовой информации.

Происходит оно от латинского “eligere”: отбирать лучшее. Поскольку ничего определенного за этим понятием не стоит, применить его можно к кому угодно. Обращаясь к массе восточных евреев, демагоги называют «элитой» ашкеназов, которые правят страной. А при обращении к религиозным «элита» – это светские граждане и атеисты, чуждые еврейской традиции. Русским же иммигрантам говорят, что «элита» состоит из утвердившегося класса страны, ее уроженцев, которые загораживают дорогу новоприбывшим. А если сложить все это вместе, получится картина, где фигурируют «они» и «мы». «Они» – это горстка надменных старожилов, захвативших все лакомые места в стране, а «мы» – простые честные люди, патриоты, блюдущие традицию, жертвы дискриминации и угнетенные.

У любой фашиствующей группы в мире взгляд на «элиту» именно такой.

(Так ли важно, что Яалон, как и большинство других демагогов, сам принадлежит к «элите». Он уроженец страны, ашкеназ, предки которого родом с Украины: его настоящая фамилия Смилянский. Он все еще формально состоит членом «элитного» кибуца и принадлежит к сверхпривилегированному офицерскому корпусу).

Во-вторых: «Изменники». В стране есть внутренний враг. Он опасен не менее зарубежного, а фактически даже более опасен. Когда Яалон говорит об организации «Мир сейчас» («Шалом Ахшав»), он имеет в виду весь лагерь мира, либеральную и светскую часть общества. Это – «пятая колонна», троянский конь в наших стенах. Прежде, чем вступить в схватку с зарубежным недругом, нужно уничтожить их.

В-третьих: «Политики». Демагоги, конечно, и сами политики, но себя таковыми не считают. Яалон рисует «политиков», притащивших сюда мерзкого голубя мира, чей помет должна убирать армия.

На одной стороне в его мире коварные, злокозненные и трусливые политики, а на другой – отважные и преданные воины с молодецкой выправкой. До чего знакомая картина! Самый известный пример – легенда о «ноже в спину», распространившаяся в Германии после Первой мировой войны. Для Адольфа Гитлера она стала первой ступенькой к власти: немецкая армия выстояла перед лицом противника, и победа была близка, но «политики», евреи, социалисты и прочие "ноябрьские злодеи" вонзили нож в спину отважных бойцов.

Мерзкий голубь мира оставляет за собой шарики, и солдаты вынуждены убирать эту дрянь.

А также: «Все СМИ». Нападки на них – одна из характерных черт фашизма в Израиле и во всем мире. Средства массовой информации всегда «левацкие», «антинациональные» и «враждебные». Журналисты и вещатели образуют тайную лигу ненавистников Израиля, распространяющих ложь и искажающих действительность, чтобы подорвать национальный дух, обесчестить армию, очернить наши национальные ценности и способствовать врагу в достижении его целей.

Но реальность, конечно, совершенно иная. Израильские СМИ раболепно повторяют официальную пропаганду по всем государственным проблемам и вопросам безопасности. Они угодливы до невозможности и взяты в услужение с потрохами. В стране нет ни одной газеты левого направления. Почти все политические корреспонденты повторяют, как попугаи, заявления «официальных источников», почти все корреспонденты по арабским делам – бывшие офицеры разведки, и почти все военные корреспонденты неофициально исполняют роль представителей командования. В газетных и эфирных новостях абсолютно преобладает язык «правых». Но поскольку по менее существенным вопросам СМИ все же критикуют правительство, как им подобает в демократическом обществе, их несложно представить «леваками» и подрывными элементами. То же и с профессурой.

И, наконец, та самая «зараза». Обозвать политического оппонента отвратительным червяком или вирусом – отличительная черта всех крайне правых. Достаточно вспомнить геббельсовского «Вечного жида» – фильм, в котором евреи изображены разносящими болезни крысами.

А если сложить все вместе – ненависть к «элите», восхваление армии, презрение к «политикам», демонизацию лагеря мира, возбуждение вражды к СМИ – то увидим, как проступает за этим мерзкая рожа фашизма. И здесь, в Израиле, и повсюду в мире.

НЕ МЕНЕЕ СУЩЕСТВЕННЫ место и компания.

Яалон выступал на собрании фракции «Еврейское руководство». Эта ультраправая группировка вошла в «Ликуд» с объявленной целью завоевать его изнутри. Возглавляет ее Моше Фейглин, и поэтому входящих в эту группу обычно называют «фейглинцами».

Накануне последних выборов Биньямин Нетаньяху из кожи лез вон, используя любые кошерные и некошерные хитрости, чтобы исключить Феглина из списка кандидатов от «Ликуда». Ему не хотелось, чтобы «Ликуд» выглядел экстремистской правой партией. Главный соперник «Ликуда», партия «Кадима», определила себя как центристскую или умеренно правую и стремилась всеми силами сдвинуть Нетаньяху вправо, а он надеялся отразить эту атаку, выставив Фейглина вон.

Но было ли это его единственной целью? Если так, почему он поднял на высокое место в списке Бени Бегина, олицетворяющего крайне правый фланг? И почему он включил в список и приветствовал Моше Яалона, чьи крайне правые взгляды были хорошо известны? Такие предпочтения обошлись ему очень дорого, потому что «Кадима», вопреки всем прогнозам, получила в Кнессете на одно место больше, чем «Ликуд».

Но прирожденный политик Нетаньяху единственной целью не ограничился: он опасается, что в один прекрасный день Фейглин посягнет на его лидерство в «Ликуде». Чтобы исключить такую возможность, он и отодвинул Фейглина от Кнессета.

И тут возникает Яалон, его обласканный протеже, и присоединяется не к кому-нибудь, а к Фейглину. В общем, ласточка прилетела в гости к вороне, как говорит еврейская присказка. Впрочем, не ясно пока, кто тут ласточка, и кто ворона: Фейглин решил использовать Яалона или Яалон – Фейглина, чтобы показать себя лидером крайне правого лагеря?

Стоит обратить внимание еще на одно заявление Яалона: «Я американцев не боюсь!» Американцы требуют прекратить строительство в поселениях? Да пошли они!.. Кто они такие? Раскомандовались тут гои на нашу голову! Еще чего не хватало – Барак Обама будет нам указывать, где нам селиться, а где нет?

Это еще одна грань нарождающегося израильского фашизма: готовность вступить в открытую конфронтацию с президентом Обамой. Уже во всю раскручивается кампания «Барак Саддам Хусейн – новый Гитлер». Американские правые без труда нашли общий язык с израильскими правыми. Израильтянка в Штатах развила бурную деятельность, чтобы доказать, будто Обама не родился в США, а его отец никогда не был американским гражданином, и поэтому его нужно гнать из Белого дома.

Это уже на грани сумасшествия: Израиль зависит от Соединенных Штатов практически во всем: от экономической помощи, вооружений и сотрудничества в области разведки до дипломатической поддержки в виде американского вето в Совете Безопасности. Нетаньяху использует всевозможные уловки и хитрости, чтобы избежать прямого столкновения, а тут возникает Яалон и требует взбунтоваться против США!

Но в этом безумии есть некая система. Израильские школьные программы прославляют зелотов, которые 1940 лет назад объявили войну Римской империи. Зелоты возглавили еврейские общины в Палестине и подняли восстание, не имевшее ни малейшего шанса на успех. Бунтовщики были подавлены, Иерусалим – разрушен, а Храм – сожжен дотла.

У спектакля с ужастиками, который устроил Буги Яалон, будет немало последствий.

Возникла картина, на которой группа потерявших рассудок экстремистов бросает вызов умеренному и ответственному Нетаньяху. Нетаньяху взывает к Обаме и его команде: «Спасите! Если вы будете оказывать на меня давление с замораживанием поселений и демонтажем форпостов, я не выдержу! Мое правительство рухнет, и вам придется иметь дело с этими безумцами!»

Такой довод был бы более убедителен, если бы Нетаньяху воспользовался своей законной властью и вывел Яалона из правительства, хотя это и сопряжено для него с политическим риском. Но кончилось тем, что «Биби» вызвал к себе «Буги», как завуч вызывает нашалившего школьника и велит ему написать сто раз: «Я буду хорошим мальчиком». В результате, Яалон остался вице-премьером, министром по стратегическим вопросам и членом правящей «шестерки» (остальные пять ее участников: Авигдор Либерман, Бенни Бегин, Эли Ишай, Дан Меридор и сам Биньямин Нетаньяху).

А раз так, Нетаньяху не может снять с себя ответственности за все, что Яалон сделает и скажет.