Рекомендуем 
Призыв к еврейскому народу

Призыв к еврейскому народу


лауреата Нобелевской премии мира Мейрид Магуайр

Дорогие друзья!

Я обращаюсь к вам, чтобы вы помогли освободить хорошего человека, человека, стремящегося к миру, человека, живущего по велению совести. В еврейских священных книгах говорится, как важны справедливость и свобода. Именно об этом я пишу вам, имея в виду одного определенного человека. Он не знает о моем призыве, но я обращаюсь к вам в надежде, что с вашей помощью мы добьемся его освобождения и не навлечем на него (есть и такая опасность) новые жестокие кары.

Я надеюсь, что мой рассказ тронет ваши сердца, и среди вас найдутся те, кто сумеет помочь его освобождению.

В мае 2010 года этот человек вновь оказался в тюрьме на три месяца за то, что якобы нарушил наложенные на него после освобождения ограничения и обратился в зарубежные средства массовой информации. В воскресенье, 11 июля 2010 года, ему было разрешено первое за семь недель свидание: его брату Меиру позволили свидеться с ним на 30 минут. Их отгораживало друг от друга стекло, и разговаривали они по телефону. На нем была тюремная одежда, и содержат его в отсеке с самым жестким в этой тюрьме режимом, предназначенном для отъявленных преступников и закоренелых убийц. Десять с лишним таких заключенных содержат в условиях полной изоляции. Круглые сутки он должен находиться в камере без окна, лишь с узкой щелью с проволочной сеткой в верхней части стены. Разрешена лишь одна часовая прогула в сутки на крошечном дворике. Агенты безопасности просто швырнули его в камеру, заперли двери и оставили мучиться в полном одиночестве. Все семь недель ему не с кем было перемолвиться словом, кроме краткого визита адвоката шесть недель назад. Фактически, этот разговор с братом был первым за семь недель. Питание недостаточное и низкокачественное. Читать он может лишь две книги, которые были с ним при аресте. Настроение узника в таких бесчеловечных условиях, конечно, мрачное.

Зовут этого человека Мордехай Вануну, и брошен он в камеру израильской тюрьмы. К тюрьме ему не привыкать: в 1986 году Вануну рассказал миру о ядерной программе Израиля и был за это осужден на 18 лет. Разоблачитель израильской ядерной программы продолжает и через 24 года нести кару за то, что попытался защитить Израиль и весь мир от катастрофы, которой чревато ядерное оружие. По вынесенному приговору Вануну отбыл полный 18-летний срок (из них одиннадцать лет в одиночке), но и после освобождения правительство Израиля не только не позволило ему покинуть страну, а наложило на него строгие ограничения, включая запрет покидать Израиль и разговаривать с представителями зарубежных СМИ. Он, как утверждают, нарушал эти ограничения и общался с представителями зарубежных СМИ, в результате чего был вновь посажен на три месяца. Он должен оставаться жестоких тюремных условиях еще шесть недель, но даже после того, как его выпустят из тюрьмы, он должен будет оставаться в Израиле до апреля 2011 года, когда вопрос об ограничениях будет рассмотрен, и срок их, вероятно, вновь продлен, как это делалось последние 6 лет. Говорят, что Вануну никогда не будет позволено покинуть Израиль, и он здесь умрет, либо дух его будет сломлен глумлением, и он потеряет рассудок.

ШАБАК (Служба общей безопасности Израиля) по-прежнему информирует правительство, что Вануну представляет угрозу безопасности, и что его нельзя отпускать, а суды и правительство Израиля соглашаются с этой точкой зрения и продолжают его удерживать. Но Вануну не представляет опасности для Израиля. Он не располагает никакими ядерными секретами. Я спрашивала израильтян, почему, по их мнению, Израиль отказывается отпустить Вануну. Высказывались разные соображения, но чаще всего я слышала в ответ, что правительство не доверяет своим гражданам и что, удерживая Вануну, если понадобится, до конца его жизни, оно дает понять гражданам страны, как им следует себя вести.

Такая тактика, если она действительно проводится, оказалась эффективной. Сейчас лишь немногие отважные израильтяне решаются протестовать против жестокости и несправедливости в отношении Вануну и требовать, чтобы его выпустили из страны. Я не хочу верить, что ему никогда не будет позволено выехать из Израиля, и что он умрет в Иерусалиме. Я много раз встречалась с ним после его освобождения 21 апреля 2004 года. Он – достойный человек и миротворец в духе Ганди. Израиль должен был бы не карать Мордехая Вануну, а гордиться им, и я убеждена, что будущие поколения израильтян, оглянувшись назад, осознают, что были современниками великого провидца и миротворца, чьи поступки были важны не только для Израиля, но и для всего человечества. С огромной радостью я, как и многие другие выдающиеся деятели в течение 24 лет, несколько раз выдвигала его кандидатом на Нобелевскую премию мира. Вся его жизнь и поступки соответствуют идеалам Альфреда Нобеля, завещавшего эту премию тем, кто будет трудиться во имя мира и разоружения.

И всё же с глубокой горечью я вынуждена признать, что, несмотря на все кампании, включая обращение Международной амнистии (и мои личные письма президенту Обаме и президенту Шимону Пересу), Мордехай Вануну и через 24 года остается жестоко караемым узником. Большинство международных организаций, политических и духовных лидеров хранят молчание, игнорируя нарушение Израилем основных прав Вануну на свободу и на свободу слова, что является также нарушением многих международных законов.

Тем не менее, я надеюсь, что он будет освобожден и возлагаю надежду на тех израильтян, кто, прочитав этот призыв, попытается положить конец совершаемых в отношении Мордехая Вануну несправедливостям, и потребует от своего правительства отпустить его на свободу, позволив ему покинуть Израиль.

Шалом!

Мейрид Магуайр,

лауреат Нобелевской премии мира

10 июля 2010 года

Мейрид Корриган-Магуайр (Mairead Corrigan Maguire) – ирландская активистка борьбы за мир, соучредитель движения «Сообщество мирных людей» и лауреат Нобелевской премии мира 1976 года (совместно с Бетти Уильямс).

С сайта “Kibush” (Occupation Magazine)