Статьи Ури Авнери 

"МАЛО!"


Лидеры Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху теперь действуют как папа в прежние времена: они продают индульгенции на Холокост

В Израиле нет нефтяных скважин. Нет золотых приисков. Что же у него есть? Он владеет памятью о Холокосте.

А это немалое богатство. Любой, желающий очиститься от оставшегося на нем пятна, должен получить свидетельство от государства Израиль. И чем тяжелее вина просителя,

тем выше будет цена отпущения.

О чем это нам напоминает?

Много веков католическая церковь продавала «индульгенции». Эти документы, выдаваемые папой римским и кардиналами, позволяли получателю отказаться от исполнения религиозных обязанностей или совершать поступки, запрещенные церковью.

Самым известным был случай английского короля Генриха VIII. Папа выдал ему индульгенцию, позволявшую жениться на испанской принцессе, хотя у нее были с ним дальние родственные связи, что противоречило закону. Но когда он захотел развестись с ней, чтобы жениться на дочери английского вельможи, папа отказал ему в такой индульгенции. Это привело к расколу между Католической церковью и независимой Англиканской церковью, в которой король (или королева) играли роль папы.

Беда в том, что выдача индульгенций стала в то время высокодоходным бизнесом, обогащавшим и папу, и нижестоящих иерархов церкви. Такая ситуация вызвала возмущение Мартина Лютера и других реформаторов, которые создали новые независимые церкви.

ЛИДЕРЫ Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху теперь действуют как папа в прежние времена: они продают индульгенции на Холокост.

Нетаньяху не был первооткрывателем этого дела: он унаследовал его от своих предшественников. Начало ему положил Давид Бен-Гурион вскоре после окончания Второй мировой войны, когда он договорился с германским канцлером, Конрадом Аденауэром. Бен-Гурион заявил, что теперь появилась «Новая Германия», совсем кошерная, и за это Германия выплатит Государству Израиль три миллиарда марок в виде компенсации и будет выплачивать выжившим индивидуальные пенсии.

Я тоже получил небольшую выплату за «потерянную возможность образования», а мои родители получали ежемесячную пенсию, благодаря чему сносно прожили остаток жизни.

В глазах Бен-Гуриона это был чисто экономический вопрос. Израиль нуждался в средствах, и германская компенсация помогла ему просуществовать первые годы.

Но сделка скрывала и другой аспект. Израиль, как хорошо известно, «Еврейское Государство». Правительство Израиля носит две короны: с одной стороны - это правительство суверенной страны, а с другой - лидер всемирной еврейской диаспоры. Идеологическое допущение состоит в том, что они - одно и то же.

Но это фикция. Время от времени возникают вопросы, демонстрирующие различие между интересами Израиля и диаспоры. Во всех таких случаях интересы Израиля имеют приоритет.

СЕЙЧАС возникла одна из таких ситуаций.

Биньямин Нетаньяху - Король Израильский и, возможно, будущий Император Еврейского Народа - подписал с польским правительством совместное заявление, фактически снимающее с поляков всякую ответственность за Холокост. На одном дыхании оно осуждает и антисемитизм и антиполонизм.

Документ вызвал бурю, в центре которой были два вопроса: (1) Так ли это? и (2) Почему Нетаньяху его подписал?

На второй вопрос ответь проще: Нетаньяху ощущает большую близость с режимами в Восточной Европе, образующими новый блок, возглавляемый Польшей, но в который входят также Венгрия, Чешская Республика и Словакия.

Все эти режимы крайне правые, почти тоталитарные и направлены против беженцев. Их можно назвать «мягкими фашистскими режимами».

В теперешней Европе все они противники лидерства канцлера Ангелы Меркель и ее союзников, более или менее либеральных, принимающих беженцев, осуждающих оккупацию палестинских территорий и израильские поселения. Нетаньяху считает, что его союз с европейской оппозицией может сдержать меркелистов.

Еврейские организации по всему миру смотрят на ситуацию несколько иначе. Они помнят, что эти крайне правые партии - наследники пронацистских партий гитлеровского периода. Для них цинизм Нетаньяху - это предательство еврейских жертв Холокоста.

ГОРАЗДО более важный вопрос: соответствует ли совместное заявление истине?

В Израиле пропольское заявление Нетаньяху многими осуждается. Ненависть поляков гораздо глубже ненависти немцев. Это длинная и сложная история.

В Польше до Холокоста находилось самая крупная еврейская община в мире. Лишь очень немногие евреи задают себе вопрос: Почему? Как это могло случиться?

Простая (и забытая) истина состоит в том, что несколько веков Польша была самой прогрессивной страной Европы. Если в большинстве европейских стран - включая Англию, Францию и Германию - евреев преследовали, убивали и изгоняли, польские короли приветствовали их распахнутыми объятиями. У одного из королей была еврейка-наложница, польские шляхтичи нанимали евреев для управления своими поместьями, евреи чувствовали себя защищенными.

Со временем ситуация совершенно изменилась. Поляков возмущало наличие огромного меньшинства в их среде, людей, носивших другую одежду, говоривших на другом языке (идише) и исповедовавших другую религию. Их также возмущала экономическая конкуренция. Из-за длительной оккупации Россией и другими соседями поляки стали крайними националистами, и этот национализм не включал евреев. Антисемитизм стал яростной силой.

Еврейский ответ состоял в глубоко укоренившейся ненависти к полякам и всему польскому.

Вторжение нацистов в Польшу породило очень сложную ситуацию. Большинству евреев после войны было ясно, что поляки сотрудничали с нацистами в истреблении евреев. Стало естественно говорить о «польских концентрационных лагерях».

Поляки негодовали. Недавно они приняли закон, по которому использование этого и сходных выражений стало уголовным преступлением.

Поэтому, когда Нетаньяху подписал заявление, освобождающее поляков от ответственности за уничтожение евреев в Польше, это вызвало бурю негодования в Израиле и во всём еврейском мире.

ЛЕТ ДЕСЯТЬ с чем-то назад я впервые побывал в Польше. Это было частью подготовки моей книги (на иврите) «Ленин здесь больше не живет», в которой я анализировал ситуацию в России и некоторых других странах сразу же после падения коммунизма.

Ни одна страна не удивила меня так, как Польша. Я узнал, что во время нацистской оккупации существовали не одна, а две подпольные организации, боровшиеся с нацистами. Нацисты уничтожили, кроме евреев, миллионы поляков-христиан.

(Когда мы вернулись в Израиль, моя жена Рахель, сопровождавшая меня в поездке, услышала, что хозяйка лавки заговорила по-польски. «Вы знаете, что немцы убили также три миллиона поляков-христиан?» - прервала она хозяйку, всё еще под впечатлением услышанного. «Мало!» - возразила хозяйка.)

Во время Холокоста первая надежная информация о лагерях уничтожения поступила на Запад и в еврейские организации от находившегося в Лондоне польского правительства в изгнании. Тысячи поляков были награждены в Израиле за то, что помогали евреям выжить, часто рискуя своей жизнью и жизнью своих семей.

Верно, что многие другие поляки, как и жители во всех странах под нацистской оккупацией, помогали немцам убивать евреев. Также, сразу же по окончании нацистской оккупации имел место, по меньшей мере, один еврейский погром, но в Польше не было своих «квислингов». По сравнению с другими оккупированными народами, поляки выглядят неплохо.

Почему же местом для лагерей уничтожения была выбрана именно Польша? Потому что там жило большинство евреев, и потому что туда было проще доставлять евреев из других стран. Но это не были «польские лагеря уничтожения».

В заявлении Нетаньяху относительно Польши есть некоторые преувеличения. Например, упоминание в одной фразе «антисемитизма» и «антиполонизма», что бы это ни значило. Но они, конечно, не оправдывают разразившейся бури.

НЕСКОЛЬКО лет назад я прочел короткий рассказ израильского писателя. В нем говорилось о вторжении на Ближний Восток монголов, отличавшихся маниакальной ненавистью к арабам. Оккупанты просили евреев помогать им в уничтожении арабов, пообещав всякие привилегии.

Многие ли согласились? И как бы поступили ВЫ?