Статьи Ури Авнери 

СВЯТАЯ ВОДА


Омоложенная религия тесно связана с крайне правой, ультранационалистической идеологией, проникнутой ненавистью к арабам. Именно эту волну оседлал Нетаньяху, нерелигиозный, некошерный, ультранационалист и оппортунист.

ОН ЯВИЛСЯ ниоткуда. В буквальном смысле.

Израильской полиции понадобился новый командир. У прежнего кончался предусмотренный срок службы, несколько старших офицеров обвинили в приставании к подчиненным сослуживицам, один совершил самоубийство после обвинения в коррупции. Поэтому предложили постороннего.

Когда Биньямин Нетаньяху объявил свой выбор, все раскрыли рты от изумления. Рони Альшейх? Откуда его вдруг принесло?

В нем нет ничего от полицейского, разве что усы. В жизни у него не было ничего общего с полицией. Фактически он был секретным заместителем начальника внутренней службы безопасности "Шин-Бет".

Злые языки нашептали, что у этого странного назначения есть простое объяснение: у начальника "Шин-Бет" близится отставка, и Нетаньяху не хочет, чтобы Альшейх стал его преемником. Пусть лучше покомандует полицией.

Имя "Альшейх" – это искаженное арабское Аль-Шейх ("Старик"). Его отец йеменского происхождения, а мать – марокканского.

Он будет первым главой полиции с кипой на голове. А также первым из бывших поселенцев. Поэтому мы с нетерпением ждали его первых знаменательных слов. Он произнес их на этой неделе, и относились они к матерям, оплакивавшим своих сыновей.

Чувство скорби, утверждал Альшейх, это поистине еврейское чувство. Еврейские матери оплакивают своих детей, а арабские – не оплакивают. Вот почему они разрешают им кидать камни в наших солдат, зная, что их, вероятно, убьют.

Кажется, примитивно? Потому что примитивно и есть. Страшно, что у нашего нового начальника полиции, человека, отвечающего за закон и порядок, столь примитивные представления.

ЧЕРЕЗ пару дней наш Министр обороны, Моше Аялон, контролирующий гораздо более обширную империю, повторил это утверждение. Арабскую скорбь, заявил он, нельзя сравнивать с еврейской скорбью. Потому что евреи любят жизнь, а арабы любят смерть.

Когда наши доблестные солдаты (а все наши солдаты доблестные) отдают свою жизнь, то делают это, чтобы защитить жизнь нашей нации, а арабские террористы совершают самоубийственную миссию, чтобы попасть в рай, и матери воодушевляют их на это. Таковы арабы.

Эти суперпатриоты слишком молоды, чтобы помнить еврейских матерей в Палестине, побуждавших своих сыновей и дочерей вступать в подпольные организации для борьбы с британской оккупацией (ради жизни, разумеется). Возможно, британские полицейские могли подумать такое же о еврейских матерях, забыв, что лишь несколько лет назад многие миллионы белых европейцев-христиан шли в армии, а матери благословляли их на убийство друг друга. Ради жизни и свободы.

Когда два столь высокопоставленных лица повторяют почти слово в слово этот безмозглый вздор, причина может быть только одна: они читают "разъяснительные листки", ежедневно рассылаемые канцелярией Премьер-министра во все министерства и всем чиновникам высокого ранга. (В Израиле не любят слова "пропаганда" и называют ее "разъяснением": "хасбарой" на иврите).

ПАРА СЛОВ о кипе начальника полиции Альшейха.

Когда я был подростком в Тель-Авиве, я не встречал почти никого с кипой на голове. Ни в школе (я ушел из школы в 14 лет, чтобы зарабатывать на жизнь), ни в подполье "Иргуна", ни в армии я не видел ни одного соученика или товарища с таким головным убором. Молодые люди стеснялись его носить.

Теперь почти половина людей, появляющихся на телевизионном экране, гордо носят кипу. Правда, у некоторых кипа такого размера и надета так, что ее почти не видно, но назначенцы правительства носят ее как знак почета, подчеркивая свою истинную приверженность правящей идеологии. Как красная звезда в Китае или галстук в США.

За последние месяцы Нетаньяху назначил для исполнения важных государственных функций новых людей. Начальник полиции – последний в этом ряду. Еще один – Генеральный прокурор (которого в Израиле называют "Юридическим советником правительства") – самый важный из государственных чиновников с очень широкими полномочиями. Другой – это новый глава "Шин-Бет". Все они, в отличие от своих предшественников, носят кипу.

Чтобы понять важность этого, нужно обратиться к иудейской религии. Она гораздо ближе к исламу, чем к христианству. Все разговоры об "иудео-христианской" традиции основаны на невежестве.

В ИВРИТЕ религию обозначают словом "дат". Как и у арабского эквивалента "дин", основным его смыслом является "закон". Иудаизм – это свод данных Богом заповедей (только в Библии их 613). Взамен Бог "избрал" нас "Его" народом и "даровал" нам Святую Землю. Нельзя быть евреем, не принадлежа к еврейскому народу, которому Святая Земля отдана в вечное владение.

2000 или более лет евреи рассеяны по всему миру. Их связь со Святой Землей была исключительно духовной. "Еврейский народ" было религиозным понятием.

Затем появлялся сионизм. Его изобрели в 19-ом веке. Почти все его создатели были откровенными атеистами. В Бога, "изгнавшего" евреев, они не верили.

Когда я был молод, никто в этой стране не говорил о "Еврейском Государстве" – мы говорили об "Ивритском Государстве". Одна крайняя небольшая группа (названная "ханаанитами") даже утверждала, что мы – новая Ивритская Нация, не имеющая ничего общего с иудаизмом. Большинство в моем поколении думали в том же направлении, хотя выражали это другими словами.

Меня часто спрашивают, почему убежденный милитарист, каким был Бен-Гурион, первый Премьер-министр и Министр обороны Израиля, освободил учащихся религиозных школ от воинской службы. У меня есть простое объяснение: как большинство из нас, он считал, что иудейская религия в это стране отмирает. Ей на смену пришел сионизм. Новый ивритский первопроходец совсем не нуждается в этом религиозном вздоре.

Затем была война 1967 года и "чудесная" победа в ней, завоевание всей страны вплоть до реки Иордан и всех святых мест. Иудейская религия умирать не собиралась, а, напротив, воспрянула к новой жизни. Теперь она быстро распространяется. Кипы видны повсюду. Прежде всего, на поселенцах.

Омоложенная религия тесно связана с крайне правой, ультранационалистической идеологией, проникнутой ненавистью к арабам. Именно эту волну оседлал Нетаньяху, нерелигиозный, некошерный, ультанационалист и оппортунист. Буквально едва ли не каждый день из-под его пера выскакивают новые национально-религиозные законы.

В одном из них сказано, что в сомнительных случаях судьи должны "советоваться" с иудейским законом ("Галахой"). Этот древний закон, которому 2500 лет, считает женщин существами низшего рода и велит побивать геев камнями. В нем нет ничего от современности. Другой законопроект разрешает большинству в Кнессете изгонять избранных в него депутатов, не признающих государство "еврейским и демократическим" (что выглядит оксюмороном). Школьные учебники в светских школах получают религиозную окраску (но их еще не сжигают). Учителей, позволяющих себе мыслить независимо, увольняют. Министр образования, разумеется, носит кипу. Шесть членов уважаемого Совета по высшему образованию подали в отставку из-за стремления правительства заполнить этот достойный орган националистами и религиозными агитаторами.

Можно бы поинтересоваться, какую роль во всём этом играют так называемые "левые"? Их не видно. За исключением единиц и осажденного арабского блока, они соблюдают тишину, полагая, что им следует сдвинуться вправо (к так называемому "центру"), удерживая голову над святой водой.

Я не буду удивлен, если однажды вечером, включив телевизор, увижу в нем – подумать только! – Биньямина Нетаньяху в милой аккуратной кипе.