Статьи Ури Авнери 

ДУДОЧНИК ИЗ СИОНА


Пусть борьба за доброе дело продолжается – внутри, вовне и повсюду.

ГАМЕЛЬН, городок в Германии (недалеко от тех мест, где я родился), наводнили полчища крыс. Отчаявшиеся горожане позвали крысолова и пообещали ему тысячу гульденов, если он избавит город от этой напасти.

Крысолов взял свою дудку и заиграл на ней пленительную мелодию, под которую крысы вылезли из нор и двинулись за ним. Он довел их до реки Везер, где все они утонули.

Избавившись от беды, горожане решили, что им нет никакого смысла платить дудочнику. Тогда дудочник вновь взял свою дудку и заиграл на ней еще более сладкую мелодию. Околдованные дети города окружили его и пошли прямо к реке, где тоже утонули.

Биньямин Нетаньяху – наш дудочник-соблазнитель. Очарованный его мелодиями, народ Израиля марширует за ним к реке.

Те из горожан, кто понимает, что происходит, созерцают и ума не приложат, как спасти детей?

ИЗРАИЛЬСКИЙ лагерь мира в отчаянии. Нигде не видно спасителя, и многие просто сидят у телевизоров, заламывая руки.

Другие ведут дебаты. Придет ли спасение изнутри или извне Израиля? Последним включился в них Амос Шокен (Amos Schocken), владелец газеты "Ха-Арец". Он написал в одной из своих редких статей, что спасти нас теперь могут только внешние силы.

Прежде всего, скажу, что я восхищаюсь Шокеном. "Ха-Арец" ("Страна") – один из последних бастионов израильской демократии. Проклинаемый и отвергаемый всем "правым" большинством, он ведет интеллектуальную битву за демократию и мир в период, когда вся печатная пресса в Израиле и во всём мире попала в беспощадные финансовые тиски. Из своего личного опыта владельца и редактора журнала – проигравшего это сражение – я знаю, какого героизма и напряжения требует эта работа.

Шокен пишет в своей статье, что битва за спасение Израиля изнутри безнадежна, и поэтому мы должны поддержать давление, оказываемое на Израиль извне: растущее всемирное движение за политический, экономический и академический бойкот Израиля.

Другой известный израильтянин, разделяющий эту точку зрения, Алон Лиэль (Alon Liel), бывший посол в ЮАР, а теперь преподаватель в университете. Исходя из своего опыта, Лиэль утверждает, что именно всемирный бойкот поставил режим апартеида на колени.

Я не осмелюсь вступить в спор со столь высоким экспертом. Я никогда не был в Южной Африке и не наблюдал тех событий своими глазами. Но я разговаривал со многими их участниками, черными и белыми, и у меня сложилось несколько иное впечатление.

СЛИШКОМ уж соблазнительно сравнить ситуацию в современном Израиле с апартеидом в Южной Африке. Такое сравнение почти неизбежно. Но что оно покажет нам?

Общепринятая на Западе точка зрения состоит в том, что именно международный бойкот сломал хребет отвратительному режиму апартеида. Взгляд очень утешительный: совесть мира пробудилась и сокрушила негодяев.

Но это суждение извне. Взгляд на ситуацию изнутри может оказаться совсем иным. Он отдает должное помощи со стороны мирового сообщества, но объясняет победу борьбой черного населения, его готовностью переносить страдания, его героизмом и стойкостью. Используя различные методы, в том числе терроризм и силовые акции, оно, в конечном счете, сделало апартеид невозможным.

Международное давление помогало тем, что, благодаря ему, белые в Южной Африке стали во всё большей мере ощущать свою изолированность. Некоторые международные меры, например бойкот спортивных команд ЮАР, были особенно болезненны. Но без борьбы самого черного населения международное давление было бы неэффективно.

Глубочайшего уважения заслуживают белые южноафриканцы, которые с большим риском для себя лично, активно поддерживали борьбу черных, включая терроризм. Многие из них были евреями. Некоторые бежали в Израиль. Одним из таких борцов был мой друг и сосед, Артур Гольдрайх. Некоторым это может показаться странным, но израильское правительство поддерживало режим апартеида.

Даже поверхностное сравнение показывает, что режим апартеида в Израиле имеет ряд существенных особенностей, которых в Южной Африке не было.

Белые правители Южной Африки вызывали всеобщее отвращение, потому что во Второй мировой войне они откровенно поддерживали нацистов. Евреи были жертвами нацистов. Холокост является важнейшим козырем израильской пропаганды. Как и зачисление всех критиков Израиля в "антисемиты" – очень эффективное орудие в наши дни.

(Мой недавний вклад: "Кого считать антисемитом? Того, кто говорит правду об оккупации".)

О некритической поддержке, которую получает израильское правительство от влиятельных еврейских общин во всём мире, белые в Южной Африке не могли и мечтать. И, конечно, нет здесь, даже в дальней перспективе, никакого Нельсона Манделы. По крайней мере, после изоляции и убийства Арафата.

Парадоксально, но заметен некоторый налет расизма в представлении, будто черные в Южной Африке освободили не сами себя, а что их освободили белые из западного мира. Между двумя ситуациями есть и еще одно большое различие. Закаленные столетиями преследований в христианском мире, израильские евреи могут отреагировать на внешнее давление иначе, чем от них ожидают, и результат может оказаться противоположным. Давление может укрепить старое еврейское представление, что их преследуют не за то, что они делают, а за то, кем они являются: это один из главных пунктов в риторике Нетаньяху.

Много лет назад армейская эстрадная группа плясала и распевала: "Пусть целый мир восстал на нас / Нам на него плевать…"

Это же относится и к кампании БДС (бойкот, дивестиции, санкции). 18 лет назад мои друзья и я первыми высказали идею бойкота произведенной в поселениях продукции. Мы хотели вбить клин между израильтянами и поселенцами. Поэтому мы не призывали к бойкоту самого Израиля, что отдало бы простых израильтян в руки поселенцев. Мы отвергали лишь прямую поддержку поселенцев.

Я остаюсь при том же мнении. Но за рубежом каждый должен принять собственное решение, помня, что главная цель состоит в воздействии на общественное мнение в самом Израиле.

ДЕБАТЫ на тему "изнутри или извне" представляются чисто теоретическими, но это не так. Есть и много практических последствий.

Израильский лагерь мира пришел в уныние. Размеры и силы правового крыла растут. Чуть ли не ежедневно вносятся и принимаются отвратительные законопроекты, некоторые с несомненно фашистским привкусом. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху окружил себя командой мракобесов, главным образом из партии "Ликуд", в сравнении с которыми сам он выглядит либералом. Главную оппозиционную партию "Сионистский лагерь" (иначе "Авода") можно назвать "Ликудом Б".

За исключением десятка маргинальных групп, вставших наперекор этой волне и делающих, каждая на своем участке, достойную восхищения работу, лагерь мира парализован собственным отчаянием. Можно подумать, что его девиз: "Если ничего сделать нельзя, какой смысл что-то делать?" (Важную роль могло бы сыграть еврейско-арабское сотрудничество в совместной борьбе внутри Израиля – также, к сожалению, отсутствующее).

В такой атмосфере мысль о том, что лишь внешнее давление может спасти Израиль от самого себя, утешительна. Кто-там за границей сделает за нас нашу работу. Поэтому насладимся удовольствиями, которые дает демократия, пока она еще есть.

Я понимаю, что нет ничего отдаленней от идей Шокена, Лиэля и других, ведущих повседневную борьбу, но боюсь, что именно таким может быть результат их взглядов.

КТО ЖЕ прав: те, кто убежден, что лишь борьба внутри Израиля может спасти нас, или те, кто полагается исключительно на внешнее давление?

Мой ответ: ни те, ни другие. Или: и те, и другие.

Те, кто ведут борьбу внутри, нуждаются во всей возможной поддержке извне. Нравственные люди во всех странах должны считать своим долгом оказание помощи тем группам и лицам в Израиле, которые продолжают борьбу за демократию, справедливость и равенство.

Если Израиль дорог им, они должны оказывать моральную, политическую и материальную помощь этим группам смельчаков.

Но чтобы давление извне было эффективным, оно должно подключиться к борьбе изнутри, необходимо рассказывать о ней и завоевывать ей поддержку. Оно должно вселить новую надежду в отчаявшихся, и нет ничего важнее.

Правительство это понимает, проводя всевозможные законы, чтобы не допустить зарубежную поддержку миротворческих групп в Израиле.

И пусть борьба за доброе дело продолжается – внутри, вовне и повсюду.