Статьи Ури Авнери 

НАЙТИ ГЕРОЯ!


Сегодня вопиет о герое задача создания в Израиле силы, которая сможет избавить страну от Биньямина Нетаньяху и ватаги политических хулиганов. Где-то среди миллионов израильтян и израильтянок скрыт герой, который спасет Израиль.

ЛЕТ 60 НАЗАД новый египетский правитель Гамаль Абдель Насер написал книгу "Философия революции". Подражая драматургу Луиджи Пиранделло ("Шесть героев в поисках автора") [Luigi Pirandello – Six Characters in Search of an Author], он заявил, что задача объединения арабского мира "ищет своего героя".

Сегодня вопиет о герое задача создания в Израиле силы, которая сможет избавить страну от Биньямина Нетаньяху и ватаги политических хулиганов.

Где-то среди миллионов израильтян и израильтянок скрыт герой, который спасет Израиль.

ЗАХАВА ГАЛЬОН, лидер партии "Мерец", шокировала на прошлой неделе многих своих сторонников, когда стала публично рассуждать о том, что ее партия должна присоединиться к другой партии, чтобы выжить и принять участие в усилиях по смещению правого правительства.

Ясно, что произнесла она всё это из страха. "Мерец" – левая сионистская партия оказалась практически выбывшей на последних выборах. В разгар предвыборной кампании опросы показывали, что она может не преодолеть 4% электоральный барьер. Одним из результатов могла стать потеря всех ее голосов.

Эти сообщения встревожили многих избирателей, которые в последний момент бросились на выручку "Мерец". Вместо того чтобы отдать свои голоса "Аводе" (спрятавшейся тогда под названием "Сионистский лагерь"), они проголосовали за "Мерец" и спасли ее. Партия вошла с теперешний Кнессет с пятью местами – чуть выше минимума.

Для Гальон и ее соратников это было страшным ударом. Наутро после выборов она ушла в отставку, но вскоре передумала и отставила свою отставку, оставшись лидером партии.

Теперь она, очевидно, опасается, что на следующих выборах "Мерец" может исчезнуть окончательно. Она хотела бы объединиться тем или иным способом, по крайней мере, с еще одной партией.

"Мерец" занимает место между "Сионистским лагерем" и "Объединенным списком", вобравшим все арабские партии, которые тоже опасались, что в противном случае никто из вошедших в этот союз не преодолеет в одиночку 4% барьер.

Беда (для Гальон) в том, что ни одна из названных партий не проявляет готовности ее принять.

"Сионистский лагерь" (то есть "Авода") до смерти боится прослыть "левым". Он хочет, чтобы его считали "центристской" партией, веря, что таким образом завоюет отчаянно необходимые голоса. Союз с "Мерец" поставил бы на нем еще более заметное пятно "левизны".

C другой стороны, арабский список также не может принять "Мерец". Этот список объединил три разные силы: коммунистов (среди них несколько евреев), исламистов и арабских националистов. По крайней мере, две последние не согласны принять еврейскую сионистскую партию в свой союз.

Поэтому у сладкой мечты Гальон шансов на осуществление практически нет. Над "Мерец", которая и в свои лучшие дни имела лишь 12 мест в Кнессете, нависла смертельная угроза. Это значит, что и без того слабые шансы отобрать власть у крайне правой коалиции становятся еще ничтожнее.

В ТАКОЙ межпартийной игре есть что-то глубоко порочное.

Политика – не игра "Лего". Нельзя смотреть на партии как на части конструкции, собирать и разбирать их по своей прихоти. Партии состоят из людей, а у каждого человека есть свой разум.

Сложение двух проигравших партий совсем не обязательно даст партию-победителя. В политике два плюс два не всегда равны четырем. В удачном случае можно получить пять, но можно и скатиться до трех.

Союз "Мерец" с "Сионистским лагерем" может привести к потере немалого числа центристских избирателей, для которых позиция левых совершенно неприемлема, но может привести и к потере левых, которые не захотят отдать свои голоса партии, которую они не без оснований считают разбавленным "Ликудом".

Позиция "Сионистского лагеря", в лучшем случае, неопределенная. Его лидер, Ицхак Герцог, изъявил желание отправиться в США в качестве доверенного лица Нетаньяху и принять участие в дурацкой пропагандистской кампании против сделки США с Ираном. Он не выступил против почти ежедневных убийств палестинцев на Западном берегу. Его шепоток в противостоянии магнатам, расхищающим скудные природные богатства Израиля, едва слышен. Он почти не высказывал возражений против кампании "Ликуда" по урезанию полномочий Верховного суда. (Заместитель министра от "Ликуда" потребовал дисквалифицировать арабских судей, которые отказались присоединиться к пению гимна Израиля, прославляющего "еврейскую душу").

"Мерец" не намного храбрее. Он почти никогда не употребляет слово "мир" (ставшее бранным на иврите), предпочитая говорить о "мирном урегулировании".

Многие избиратели "Мерец" с глубокими сионистскими убеждениями не станут голосовать за список с депутатом Ханин Зуаби, которая, едва ли не из спортивного интереса, дерзко провоцирует среднего еврея-израильтянина, заставляя его морщиться и недоумевать.

НО ГЛАВНАЯ проблема – в руководстве.

Захава Гальон располагает к себе. Она честна и откровенна. Она правильно мыслит и говорит правильные вещи, но едва ли способна вызвать восхищение. Она не может произнести пламенную речь, вселить любовь и преданность.

К сожалению, это же относится и к другим лидерам перспективного союза. Ицхак Герцог, Ципи Ливни и Шелли Яхимович – хорошие люди. Я без колебаний купил бы подержанный автомобиль у любого из них. Они нередко говорят разумные вещи. Но ни один из них не способен пробудить людей, вдохновить их и увлечь массы за собой.

Хуже того, никто из них не может сказать ничего нового, и все они очень занудливы. Ни у кого, выслушавшего их речи по телевизору, не возникнет желания вскочить со стула и броситься на улицу с криком: "Долой Нетаньяху!"

А ИЗРАИЛЬ нуждается именно в этом: в герое. В лидере.

В человеке (мужчине или женщине), способном воодушевить людей, привлечь их любовь и преданность, внушить им мысль о необходимости перемен.

И не только раз в несколько лет на выборах, а каждый день, сию минуту.

Дело не только в личности, в харизме, хотя и это важно, но прежде всего в способности выдвигать идеи и убеждать.

У израильтян сложилось впечатление, что у левых нет ничего нового. Нет уже давно – ни новых лиц, ни идей, ни лозунгов. Левых как бы и вовсе нет.

Никто не собирается умирать за нечто, называемое "левоцентризмом" – это американский импорт безо всяких корней в израильской традиции. Слово содержит идею чего-то бесхарактерного, необязательного, смутного, кусочек того, кусочек сего.

Нам нужен человек, который поднимет новый флаг, озарит нас новой идеей, кто сумеет одеть вечные истины в новые идеологические одежды – Да Миру, Да Равенству, Да Справедливости, Да Патриотизму – так, чтобы людей, особенно молодых, охватил энтузиазм.

В еврейской традиции есть легенда о Маккавее, поднявшем знамя и возгласившем: "Кто за Бога, идите со мной!" Теперь необходимо что-то в этом роде.

Я НАДЕЛСЯ, что такое произойдет в результате последних выборов. Все были потрясены. Неожиданная победа Нетаньяху и формирование крайне правого правительства должны были всколыхнуть безразличных израильтян хоть с правым, хоть с левым уклоном мысли.

Не случилось. Несколько восторженных дней политики говорили о "новом начале". На том и кончилось. Всё уютно вернулось к прежнему.

Разве что в правительстве оказались люди, о которых тридцать лет назад никто не мог и помыслить. Как рой москитов, они опустились на страну, предлагая и проводя законы, от которых волосы встают дыбом. Последние: десять лет тюрьмы за брошенный камень – если только бросивший не еврейский поселенец, замахнувшийся на солдат, как случилось несколько недель назад. (Кто-то сострил: если бы Голиаф засадил молодого Давида в тюрьму, Библия выглядела бы совсем по-другому).

Как же эта кучка взбесившихся врагов демократии стала министрами и заместителями министров? Нетаньяху тщательно выпалывал из своей партии всех умеренных и разумных учеников Владимира Жаботинского и Менахема Бегина, которые могли бы стать его соперниками, и продвигал амбициозных ничтожеств, не имевших за душой ничего, кроме необузданности. Теперь они стали господами и хозяйками министерств.

Я убежден, что о лидере можно судить по тем, кто его окружает. Уверенный в себе лидер выбирает серьезных и компетентных помощников. Лидер, не уверенный в себе, окружает себя ничтожествами, которых он может не опасаться, и в сравнении с которыми он выглядит гением. Короче говоря, Нетаньяху.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ Захавы Гальон есть один пункт, заслуживающий особого внимания.

Она не исключила возможности союза между "Мерец" и арабским списком. В сегодняшнем Израиле это почти революция сознания.

В первые десятилетия Израиля существовала тесная связь между израильским движением мира и арабскими гражданами, становившаяся всё теснее. Я сам принимал участие в организации многих совместных демонстраций за мир и равенство.

В течение нескольких последних десятилетий процесс пошел в обратную сторону, и от содружества почти ничего не осталось. Арабские граждане глубоко разочаровались в израильских левых, а левые евреи боятся предстать "араболюбами" и антисионистами.

То же происходит в отношениях между израильским движением мира и палестинцами на оккупированных территориях. Левые израильтяне опасаются предстать недостаточно патриотичными. После убийства Ицхака Рабина палестинцы ощутили, что израильские левые мало чем отличаются от израильских правых. Кроме того, после кончины Арафата палестинцы опасаются всего, что выглядит "нормализацией", которую можно понять как примирение с оккупацией.

Ни один здравомыслящий израильтянин не поверит в мир, если даже израильские левые не могут сотрудничать с арабскими политическими силами в Израиле, тем более с палестинцами на оккупированных территориях.

Поэтому налаживание такого сотрудничества – первое, что необходимо для пробуждения израильских сил мира и широкого нового движения, которое могло бы свергнуть правую коалицию, затаскивающую Израиль вниз, прочь от мирного процесса, прочь от демократии, прочь от справедливости.

Герой, если вы здесь и слушаете, встаньте и покажитесь!