Статьи Ури Авнери 

БОЖЕ, БЛАГОСЛОВИ ПУТИНА!


Многим в мире трудно решить, чью сторону в украинском конфликте принять. Что до меня, то чем пристальней я всматриваюсь, тем менее уверен в выборе. Ситуация далеко не однозначна.

БИНЬЯМИН Нетаньяху умело строит свои речи – особенно, обращенные к евреям, неоконсерваторам и т.п. слушателям, которые вскакивают и яростно рукоплещут каждому слову, даже если он изречет, что солнце встает на западе.

Вопрос: а еще на что-то он пригоден?

ЕГО ультра-ультра-правый отец однажды сказал, что хорошего премьера из него не получится, но министром иностранных дел его сын может быть. Он имел в виду, что Нетаньяху не хватает глубины понимания, чтобы управлять нацией, но он сможет продвинуть любую политику, которую сформулирует ее настоящий лидер.

(Это напоминает нам характеристику, которую Давид Бен-Гурион дал Аба Эбану: «Он всё прекрасно объясняет: нужно только подсказать ему, что следует объяснить»).

На этой неделе Нетаньяху вызвали в Вашингтон. Там ему предстояло одобрить новое «рамочное» соглашение, которое может послужить основой переговоров о мире, до сих пор кончавшиеся ничем.

Накануне этого события Барак Обама дал интервью еврейскому журналисту, в котором обвинил Нетаньяху в том, что тот тормозит мирный процесс, как будто есть что тормозить.

Нетаньяху приехал с пустым портфелем – иначе говоря, с портфелем, полным пустых лозунгов. Израильское руководство изо всех сил стремится к миру, но никакого прогресса нет, а всё из-за палестинцев. Главный виновник Махмуд Аббас, потому что он отказывается признать Израиль Национальным Государством Еврейского Народа.

Ну…, а как же насчет поселений, которые в прошлом году расширялись бешенными темпами? Почему палестинцы должны бесконечно вести переговоры, пока правительство Израиля отнимает у них всё больше и больше земли, являющейся предметом переговоров? (Классическое утверждение палестинцев: «Мы ведем переговоры о разделе пиццы, а Израиль пока что эту пиццу ест»).

Обама напряг железные мускулы, чтобы достойно встретить Нетаньяху, ЭЙПАК и всех его прислужников в Конгрессе. Он будет выкручивать Нетаньяху руку, пока тот не завопит: «Дядя!», а «дядя» – это «рамочное соглашение» Керри, разжиженное до такой степени, что стало чуть ли не сионистским манифестом. Керри прилагает отчаянные усилия для достижения этого соглашения, невзирая на его содержание или бессодержательность.

Нетаньяху, подыскивая орудия для отражения атаки, уже готов был прокричать свое извечное: «Иран! Иран! Иран!», когда случилось то, чего никто не ожидал.

НАПОЛЕОН однажды воскликнул: «Покажите мне генерала, которому сопутствует удача!» Жаль, что нельзя было показать ему Генерала Биби.

Потому что как раз перед его схваткой с окрепшим Обамой прогремел взрыв, потрясший весь мир.

Украина.

Словно после выстрела в Сараево сто лет назад безмятежное спокойствие мира разлетелось на куски. В воздухе запахло большой войной,

Визит Нетаньяху исчез из ряда важных новостей. Обама, занятый кризисом исторического масштаба, хотел поскорее от Нетаньяху избавиться. Вместо того чтобы устроить израильскому лидеру основательную взбучку, он высказал ему несколько дежурных комплиментов. Все блистательные речи Нетаньяху так и остались непроизнесенными – даже его триумфальная речь в ЭЙПАК не вызвала интереса.

И всё из-за потрясений в Киеве.

СТАТЕЙ об этом кризисе теперь не перечесть. Масса исторических ассоциаций.

Хотя само слово «Украина» значит «у края», она оказалась в центре европейских событий. Можно пожалеть школьников, изучающих историю Украины. Изменения в этой стране шли постоянно и отличались крайностями. Украина то становилась могучей европейской державой, то жалкой и угнетенной страной, то купалась в роскоши («житница Европы»), то нищенствовала, то подвергалась набегам одних соседей, уводивших ее жителей в рабство, то нападениям других, желавших оторвать от нее какой-то кусок.

Отношения Украины с Россией были еще сложнее. Она была, в некотором роде, прародительницей русской культуры, религии и письменности, а Киев был намного важнее Москвы до того, как она стала столицей Московской державы.

В Крымской войне 1850-х годов Россия доблестно сражалась с коалицией Великобритании, Франции, Оттоманской империи и Сардинии и, в конце концов,

потерпела поражение. Война разразилась за право христиан на Иерусалим, и одним из ее эпизодов была долгая осада Севастополя. Мир помнит об Атаке Легкой Кавалерии, а англичанка по имени Флоренс Найтингейл создала первую организацию для помощи раненым на поле боя.

Уже в близкое нам время Стали истребил миллионы украинцев искусственным голодом. Поэтому большинство украинцев встретило германский Вермахт как освободителей, и это могло бы стать началом прекрасной дружбы, если бы Гитлер не был полон решимости уничтожить украинцев как «низшую расу», чтобы сделать Украину частью немецкого «жизненного пространства».

Крым страшно пострадал. Татар, в прошлом владевших этим полуостровом, депортировали в Среднюю Азию, и разрешили им вернуться лишь через несколько десятилетий. Теперь они стали меньшинством, не знающим, к чьей стороне примкнуть.

ОТНОШЕНИЯ Украины с евреями не менее сложны.

Некоторые еврейские писатели, например, Артур Кестлер и Шломо Занд, считают, что Хазарское царство, правившее Крымом и соседними территориями тысячелетие назад, приняло иудаизм, и большинство ашкеназийских евреев – его потомки. Так мы можем стать украинцами. (Многие первые лидеры сионистов были выходцами из Украины).

Когда Украина была частью обширной польской империи, многие польские шляхтичи владели там обширными поместьями, а евреи были в них управляющими. Поэтому украинские крестьяне видели в евреях подручных своих угнетателей, и антисемитизм стал частью национальной культуры Украины.

В школе нам рассказывали, что на каждом повороте истории евреев резали. Имена большинства народных героев, вождей и бунтарей, перед которыми преклоняется Украина, связаны в еврейском сознании с ужасными погромами.

Гетман Богдан Хмельницкий, освободивший Украину от польского ярма и почитаемый как отец украинской нации, был одним из жесточайших в истории убийц евреев. Симон Петлюра, сражавшийся с большевиками после Первой мировой войны, был убит еврейским мстителем.

Некоторые евреи старшего поколения в Израиле не могут сказать, кого они ненавидят больше: украинцев, русских, а, может быть, поляков.

МНОГИМ в мире трудно решить, чью сторону в украинском конфликте принять.

Для ветеранов холодной войны вопросов нет: они, по привычке, или за американцев, или за русских.

Что до меня, то чем пристальней я всматриваюсь, тем менее уверен в выборе. Ситуация далеко не однозначна.

Сначала я сочувствовал бунтарям Майдана. (Извилистым путем это арабское слово, означающее городскую площадь, добралось до Киева – возможно, через Стамбул).

Они хотят присоединиться к Западу, наслаждаться благами независимости и демократии. Что же в этом плохого?

Ничего, кроме того, что они очень сомнительные партнеры. Неонацисты, щеголяющие в имитациях нацистской формы, отдающие друг другу гитлеровский салют и выкрикивающие антисемитские лозунги, вряд ли могут вызвать симпатию. Благосклонность к ним западных союзников, включая неоконсерваторов, вызывает отвращение.

C другой стороны, Владимир Путин не слишком привлекателен: вновь тот же старый русский империализм.

Русские утверждают: наш долг защитить говорящих на русском языке в соседней стране. Но что-то очень похожее говорил Гитлер в 1938 году, собираясь спасти судетских немцев от чешского монстра.

Путинские шаги, однако, не лишены логики. Севастополь – город героических сражений Крымской и Второй мировой войны – важная база военно-морского флота, а единение с Украиной – важная часть всемирных амбиций России.

Путин – мастер хладнокровных расчетов, каких не так уж много в современном мире, пользуется своими козырями, но старается избегать рискованных ходов. Он хитроумно использует кризис, опираясь на очевидные преимущества России. Европе нужны его нефть и газ, а ему – европейские капиталы и торговля. Россия играет ведущую роль в Сирии и Иране, а США неожиданно оказались наблюдателем.

Думаю, что всё, в конце концов, закончится компромиссом. Россия сохранит свое влияние на будущее украинское руководство, и обе стороны, как им и полагается, заявят о своей победе.

(Кстати для тех, кто верит в решение «по принципу одного государства»: вот еще одна мультикультурная страна близка к распаду).

ТАК ЧТО ЖЕ с Нетаньяху?

Он затормозил движение к миру на несколько месяцев или лет, может продолжить оккупацию и строить поселения бешеными темпами.

Такова традиционная стратегия сионистов: главное выиграть время. Каждая отсрочка открывает возможность создания новых фактов на земле.

Молитвы Нетаньяху отвечены. Боже, благослови Путина!


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf