Статьи Ури Авнери 

БИТВА ТИТАНОВ 


Лобби ЭЙПАК продемонстрировало, что может сместить любого сенатора или конгрессмена, который не подровняет носки строго по израильской линейке. Никаких летчиков-камикадзе в Конгрессе нет. Трудно сейчас сказать, струсит или нет Белый дом перед таким раскладом.

ЭТО НЕ ПРОСТО схватка между Израилем и США или Белым домом и Конгрессом – это схватка титанов разума.

C одной стороны – два знаменитых профессора, Стивен Уолт и Джон Миршаймер. С другой – всемирно прославленный интеллектуал Ноам Хомски.

Всё тот же вопрос: кто кем виляет – собака хвостом или хвост собакой?

ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД эти два профессора шокировали США (и Израиль) книгой «Израильское лобби и внешняя политика США» (Stephen Walt and John Mearsheimer. “The Israel lobby and US Foreign Policy”), в которой утверждали, что внешняя политика США, по крайней мере на Ближнем Востоке, практически контролируется Государством Израиль.

Иными словами, Вашингтон, по сути – израильская колония. И Сенат и Палата представителей – оккупированные Израилем территории, точно так же, как Рамалла и Наблус.

Категорически не согласен с ними Ноам Хомски, утверждающий, что Израиль – пешка американского империализма, которую он использует в своих интересах.

(Я когда-то писал, что оба правы, и что это классический случай хвоста и собаки. И даже вспомнил старый еврейский анекдот об одном раввине, который сказал еврею, пришедшему с жалобой, что он прав, а когда пришел к нему тот, на кого первый пожаловался, сказал то же самое и ему. «Но ведь не могут они оба быть правы!», – возмутилась жена раввина. «И ты права», – ответил он ей.)

УМОЗРИТЕЛЬНЫЕ теории редко удается положить на лабораторный стол. Но именно эту положить можно, и сейчас ее кладут. Между Израилем и США назревал кризис, и вот он вышел наружу.

Кризис возник из-за предполагаемой иранской ядерной бомбы. Президент Барак Обама полон решимости не допустить военного столкновения. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху полон решимости не допустить компромисса. Для Нетаньяху иранские усилия в ядерной области стали главным вопросом, чуть ли не навязчивой идеей. Он постоянно твердит об этом. Говорит, что для Израиля это «вопрос жизни и смерти», что грядет второй Холокост. В прошлом году он устроил спектакль на трибуне Генеральной ассамблеи ООН с детским рисунком бомбы.

Циники говорят, что всё это – трюки и притворство, чтобы отвлечь внимание от палестинского вопроса. Действительно, уже много лет израильская политика оккупации и поселений велась без лишнего шума и не лезла на глаза.

Но в политике одна хитрость может быть направлена сразу на несколько целей. Для Нетаньяху иранская бомба – вещь очень серьезная. Ради нее он готов пойти на то, на что не решился ни один израильский премьер: поставить под угрозу отношения между Израилем и США.

Это решение исключительной важности. Израиль зависит от США практически во всём. США платят Израилю ежегодную дань, по меньшей мере, в три миллиарда долларов, фактически же гораздо больше. Снабжают нас новейшей военной техникой. Их вето защищает нас в Совете Безопасности ООН от последствий любых наших проделок. У нас нет более надежного друга в мире, кроме, разве что, Островов Фиджи.

Это то, с чем согласны практически все израильтяне. Разрыв с США немыслим. Американо-израильские отношения – по излюбленному ивритскому выражению Нетаньяху – это «скала, на которой мы стоим».

Как же он представляет себе то, что делает сейчас?

МОЛОДЫЕ ГОДЫ Нетаньяху прошли в США. Там он закончил школу и университет. Там же началась его карьера.

Советники по американским делам ему не нужны. Он считает себя самым проницательным экспертом.

Нетаньяху не глуп. И не опрометчив. Его решения основаны на надежных оценках. Он уверен, что сумеет выиграть эту схватку.

Могут сказать, что он приверженец доктрины Уолта-Миршаймера.

Его теперешние шаги основаны на предположении, что в случае прямого столкновения Конгресса с Белым домом, победит Конгресс, а Обама, уже раненный до крови в других схватках, получит нокдаун или даже нокаут.

Да, в прошлый раз Нетаньяху ошибся, когда попробовал провести похожую операцию. В ходе президентских выборов он открыто поддержал Митта Ромни, уверовав, что республиканцы обязательно победят. Еврейский барон казино, Шелдон Адельсон, щедро финансировал их кампанию. При этом он издавал в Израиле массовую газету с единственной целью поддержать Нетаньяху.

Ромни «не мог проиграть» – но проиграл. Для Нетаньяху это должно было послужить уроком, но он этого урока не извлек. И теперь он ведет ту же игру, но с гораздо более высокими ставками.

МЫ В СЕРЕДИНЕ схватки, и еще слишком рано предсказать победителя.

Еврейское произраильское лобби, ЭЙПАК, поддерживаемое другими еврейскими и евангелическими организациями, собирает силы на Капитолийском холме. Будет на что посмотреть!

Сенатор за сенатором, конгрессмен за конгрессменом будут вставать и выступать в поддержку израильского правительства против собственного президента. Те самые люди, которые вскакивали, как куклы на веревочках, стараясь перещеголять друг друга в выражении своей преданности Израилю, когда Нетаньяху выступил со своей последней речью перед обеими палатами Конгресса.

Сейчас они демонстрируют свое бесстыдство в открытую. Несколько сенаторов и конгрессменов публично заявили, что представители израильских разведслужб провели с ними беседы, и что они доверяют им больше, чем разведслужбам собственной страны. Ни один из них не высказал противоположного мнения.

Такое было бы немыслимо в любой другой стране, например, в Ирландии или в Италии, откуда вышли многие американцы. «Еврейское Государство», единственное в своем роде, и пробудило в них нечто вроде антисемитизма с обратным знаком.

В самом деле, некоторые комментаторы шутили, что Нетаньяху верит в «Протоколы сионских мудрецов», прославленный – или бесславный – памфлет сфабрикованный секретной службой русского царя. В нем был раскрыт зловещий заговор евреев, решивших править всем миром. Сто лет спустя, их власть над Соединенными Штатами стала к этому близка.

Сенаторы и депутаты – не дураки (многие из них, во всяком случае). Перед каждым стоит ясная цель: быть переизбранным. И они знают, с какой стороны хлеб намазан маслом. Лобби ЭЙПАК продемонстрировало в нескольких пробных случаях, что может сместить любого сенатора или конгрессмена, который не подровняет носки строго по израильской линейке. Достаточно одной фразы с намеком на критику израильской политики, чтобы перечеркнуть свою депутатскую судьбу.

Политики предпочитают стать позорищем и посмешищем, чем совершить политическое самоубийство. Никаких летчиков-камикадзе в Конгрессе нет. Ситуация не новая – ей уже не один десяток лет. Новостью стала их наглая откровенность, которой уже не нужны никакие фиговые листки.

ТРУДНО сейчас сказать, струсит или нет Белый дом перед таким раскладом.

Обаме и его государственному секретарю Джону Керри известно, что американское общественное мнение категорически отвергает любую войну на Ближнем Востоке. Компромисс с Ираном вот-вот будет достигнут, и его поддержат почти все мировые державы. Даже Франция рвет и мечет не всерьез, а лишь для того, чтобы лишний раз поиграть мускулами на мировой арене.

Президента Франсуа Олланда встречали на этой неделе в Израиле как предтечу Мессии. Если зажмурить глаза, можно было подумать, что вернулись старые добрые до-деголлевские дни, когда Франция вооружала Израиль, передала ему военный атомный реактор и две страны совместно устроили злосчастную суэцкую авантюру 1956 года.

Но если Обама и Керри твердо выдержат свой иранский курс, сможет ли Конгресс навязать им противоположный курс? Не приведет ли это к самому серьезному конституционному кризису в истории США?

В побочной интермедии Керри пытается навязать Нетаньяху мир, которого тот не хочет. Государственному секретарю удалось затолкать Нетаньяху в «переговоры об окончательном статусе» (никто не осмеливается произнести слово «мир», боже упаси), но никто, ни в Израиле, ни в Палестине не верит, что из этого что-то выйдет. Если, конечно, Белый дом не наляжет всем весом США – но это крайне маловероятно.

Керри назначил девять месяцев на это предприятие, будто оно – нормальная беременность. Но шансы на то, что по их истечении на свет появится ребенок, крайне малы. За первые три месяца стороны не продвинулись ни на шаг.

Так кто же выйдет победителем? Обама или Нетаньяху? Хомски или Уолт/Миршаймер? Как говорят комментаторы: «Время покажет».

А пока что – делайте ставки, господа!