Статьи Ури Авнери 

НОВЫЙ КАНДИДАТ ДЛЯ КНИГИ ГИНЕССА


Нет никаких признаков поворота к миру. Напротив, наше правительство использует «мирный процесс» как дымовую завесу, за которой работают полным ходом поселенческие бульдозеры.

НЕ ЗНАЮ, есть ли в Книге рекордов Гинесса специальный раздел для вопиющей наглости, для которой в иврите есть выразительное слово «хуцпа».

Если нет, то следовало бы такой раздел завести. Это как раз та категория, в которой нам светит золото.

И первая медаль, можно быть уверенным, достанется Биньямину Нетаньяху.

НА ЭТОЙ неделе, накануне серьезных переговоров между правительством Израиля и Палестинской администрацией, Нетаньяху сделал две любопытные вещи: объявил планы нескольких новых поселенческих проектов и обвинил палестинцев в возмутительном подстрекательстве против Израиля.

Для начала о поселениях. Как израильские дипломаты объяснили своим американским коллегам и повторили все израильские СМИ, у несчастного Нетаньяху просто не было другого выбора. Джон Керри вынудил его освободить 104 палестинских заключенных в качестве «шага по созданию доверия». Но ведь после столь грандиозной уступки он должен был умиротворить своих радикальных коллег в «Ликуде» и в кабинете. А тысяча новых жилищных единиц на оккупированных территориях (включая Восточный Иерусалим) – это ведь такой мизер.

После сообщения об освобождении заключенных ведьмы рванулись на шабаш. Кровь с рук палестинских убийц потекла ручьем на страницах газет и экранах телевизоров. «Убийцы» – вот как их следовало назвать. Не «бойцы», не «боевики», не «террористы», на худой конец, а только «убийцы».

Все подлежавшие освобождению заключенные были осуждены еще до подписания Ословских соглашений – это значит, что они находились в тюрьме не менее 20 лет. Вероятность того, что они в будущем примут участие в акциях, при которых прольется кровь, минимальна.

Некоторые из семей жертв устроили бурные протесты с окровавленными руками и флагами в крови. СМИ соревновались, кто больше покажет плачущих матерей (ТВ питает особенную страсть к женским рыданиям), со снимками своих убитых сыновей, и напечатает больше леденящих кровь рассказов о нападениях (некоторые из них действительно были зверскими).

Не ведь не так давно Нетаньяху согласился освободить более тысячи заключенных в обмен на одного захваченного израильского солдата. Это значит, что один солдат в десять раз дороже шансов на мир. Сам акт освобождения выглядел почти гротеском. Чтобы избежать появления в утренних газетах снимков восторженных встреч заключенных их семьями, первых 26 заключенных скрытно освободили в полночь. Это напомнило мне строки из Библии, в которых Давид оплакивает Саула, убитого филистимлянами: «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных». (2 Царств 1:20). Похоже ли это на создание атмосферы, способствующей достижению мира? Подождите, будет больше.

В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ был объявлен проект строительства новых поселений, и Нетаньяху разразился в адрес Джона Керри гневным протестом из-за продолжающегося палестинского «подстрекательства» против Израиля. Сия грамота могла бы заинтересовать арбитров раздела «Беспредельная наглость» в книге Гиннеса.

Главное доказательство вероломства Махмуда Аббаса, о котором написал Нетаньяху – это высказывание одного палестинского чиновника невысокого ранга, обозначившего границы палестинского государства от Рош Ханикра до Эйлата. Рош Ханикра («Рас Накура» на арабском) находится на ливанской границе, так что обозначенное чиновником государство будет включать весь Израиль. А еще во время футбольного матча в Рамалле раздавались антиизраильские возгласы.

Страх и ужас. Керри должен в гневе подскочить со своего кресла. Если бы только почти все высокопоставленные члены «Ликуда» не заявляли, что Израилю принадлежит вся историческая Палестина, а Нафтали Беннет, столп правительственной коалиции Нетаньяху, не сказал недавно, что палестинцы о своем палестинском государстве «могут забыть».

Не говоря о неком Даниэле Симене, бывшем директоре «Министерства по разъяснительной работе». Так оно официально называется – я не выдумал. Израиль пропаганду не ведет, боже упаси. Симен недавно получил должность в канцелярии Нетаньяху, на которой будет заниматься «разъяснениями» в Интернете. На этой неделе он опубликовал в «Фейсбуке» послание, адресованное Саибу Эрикату, возглавляющему палестинскую делегацию на мирных переговорах, в котором послал его на хорошо известные буквы. На теологическую декларацию Шотландской церкви о том, что у евреев нет особых прав на Палестину, он ответил: «Нам то, что вы там говорите [бранное слово], не нужно».

Этот гений отношений с общественностью сейчас подбирает тайную группу из студентов израильских университетов, которые будут за плату наводнять международные социальные сети «разъяснительными» материалами правительства.

Если о болельщиках, то каждый матч на связанном с «Ликудом» стадионе «Бейтар» оглашают вопли: «Смерть арабам!»

Что же возвещает нам колокол? Похоже, отнюдь не благую весть о мире.

ОДНА из проблем в том, что абсолютно никто не знает, чего Нетаньяху хочет на самом деле. Возможно, что и он сам тоже.

Сейчас премьер-министр – самый одинокий человек в Израиле. У него нет друзей. Он никому не доверяет, и никто вокруг него не доверяет ему.

Его коллеги в руководстве «Ликуда» совершенно открыто презирают его, считая человеком без принципов, без характера и поддающегося любому давлению. Так о нем думал и его покойный отец, который сказал, что из Биньямина мог бы выйти хороший министр иностранных дел, но ни в коем случае не премьер-министр.

В правительстве он сам по себе. Прежние премьеры имели сплоченную группу министров для консультаций. У Голды Меир был свой «кухонный кабинет». Ничего подобного у Нетаньяху нет. Он не консультируется ни с кем. Просто объявляет о своем решении, и точка.

В прошлой каденции в его канцелярии была, по крайней мере, группа доверенных лиц. Но всех их прогнало одно доверенное лицо – его жена Сара.

Как напомнил нам на этой неделе один из комментаторов, этот человек, не имеющий ни помощников, ни надежных советников, ни экспертов или доверенных лиц, должен в одиночку принимать решения, которые могут определить судьбу Израиля на несколько поколений.

ЭТО НЕ БЫЛО бы так опасно, если бы Нетаньяху был Шарлем де Голлем. Но, к сожалению, он не Шарль де Голль.

Де Голль был одним из гигантов 20-го века. Этот холодный, замкнутый, властный, крайне правый генерал, не любимый никем из мировых лидеров, принял историческое решение отказаться от Алжира, вчетверо превосходившего по размерам французскую метрополию.

Следует помнить, что официально Алжир не был ни колонией, ни оккупированной территорией, а частью самой Франции, которая правила в нем дольше века. Более миллиона поселенцев считали Алжир своей родиной, и всё же де Голль принял единоличное решение отказаться от Алжира, подвергнув свою жизнь серьезной опасности.

C тех пор левые в Израиле жаждут появления «израильского де Голля», который выполнит за них их работу. Как гласит древнее еврейское присловье: «Труд праведников вершат другие» – то есть, люди не совсем праведные.

Есть, конечно, одна существенная разница. Де Голля поддерживали его консервативные союзники, магнаты французской экономики. Эти трезвомыслящие капиталисты видели, что Германия овладевает экономикой Европы, проходящей этап объединения, тогда как Франция транжирит свои ресурсы на дорогостоящую и совершенно ненужную войну в Северной Африке. Они хотели покончить с этой войной как можно скорее, и де Голль был их человеком.

Нетаньяху тоже близок к израильским магнатам, как де Голль был к своим, но израильские магнаты в грош не ставят мирное урегулирование. Но их отношение может измениться, если делегитимация Израиля станет серьезным экономическим бременем.

В этой связи, бойкот, наложенный Европейским Союзом на продукцию поселений, может стать предвестником будущего.

Кстати, исковое заявление, поданное мной и «Гуш Шалом» в Верховный суд с протестом против закона, предусматривающего санкции за бойкот поселений, будет заслушано лишь в следующем феврале. Суд, очевидно, уклоняется от этой жгучей темы. Но нам сделан единственный в своем роде комплимент: дело «Авнери против Кнессета» будет рассмотрено девятью верховными судьями, почти полным составом суда.

ТАК серьезен ли этот «мирный процесс»? Чего хочет Нетаньяху?

Хочет ли он войти в историю «израильским де Голлем», мудрым сионистским лидером, положившим конец длившемуся 120 лет конфликту?

Или это еще один хитрец, делающий тактические шаги, чтобы хоть на какое-то время избежать столкновения с США и делегитимации Израиля?

Сейчас, по крайней мере, де Голь на небесах может вздохнуть спокойно: ни одного соперника на горизонте.

Нет никаких признаков поворота к миру. Напротив, наше правительство использует «мирный процесс» как дымовую завесу, за которой работают полным ходом поселенческие бульдозеры.

Правительство осуждает резолюцию Европейского Союза о бойкоте, потому что она «вредит мирному процессу». Оно отвергает все требвоания о замораживании строительства в поселениях, потому что они «тормозят мирный процесс». Но вложение сотен миллионов в поселения, которые при любом варианте мирного урегулировании будут эвакуированы, очевидно, благоприятствует достижению мира…

Так остается ли надежда? Опять вспомним еврейскую присказку: «Если Бог захочет, и метла выстрелит».


На сайте «Гуш Шалом» опубликован русский перевод книги Ури Авнери «Другая сторона медали», написанной по горячим следам войны 1948 года, участником которой он был.

http://zope.gush-shalom.org/home/ru/other-side-of-coin-russian.pdf