Статьи Ури Авнери 

«ДЕРЖИТЕ МЕНЯ!»


Заявляю совершенно категорически: Израиль на Иран НЕ НАПАДЕТ. И точка.

ВСЕ МОГУТ припомнить сценку из своих школьных дней. Какой-то шкет завелся со здоровенным парнем и орет во всю глотку: «Держите меня, а то я его изувечу!»

Наше правительство, похоже, ведет себя таким же образом. Каждый день по всем каналам оно громогласно предупреждает, что готово в любую минуту переломать кости Ирану.

Иран скоро создаст атомную бомбу. Мы не можем этого допустить. Поэтому мы разнесем их в щепки.

Биньямин Нетаньяху не упускает случая упомянуть об этом в каждой из своих бесчисленных речей, включая вступительную речь на зимней сессии Кнессета. О том же говорит и Эхуд Барак. А каждый уважающий себя комментатор (встречали ли вы не уважающего себя комментатора?) пишет об этом. А СМИ усиливают шум и ярость.

«Ха-Арец» расплескала по своей первой странице портреты семи самых важных министров («семерка безопасности»), три из которых – за нападение, а четыре – против.

Как гласит немецкая пословица: «Объявленные заранее революции не случаются». То же можно сказать и о войнах.

Все ядерные вопросы подлежат строжайшей военной цензуре. Очень-очень строгой цензуре.

Но цензор благодушно улыбается. Пусть ребята, включая премьер-министра и министра обороны (главного начальника самого цензора), поиграют в эти игры.

Уважаемый прежний шеф «Моссада», много лет прослуживший в этой организации, Меир Даган, публично предупредил об опасности нападения, назвав эту идею «самой глупой из тех, которые ему приходилось слышать». Он считает своим долгом предостеречь общество ввиду планов Нетаньяху и Барака.

В среду утечки информации слились в мощный поток. Израиль испытал ракету, способную доставить ядерную боеголовку к цели на расстоянии 5000 километров в, сами понимаете, находящейся в чьих границах. Наши ВВС только что завершили учения в Сардинии, на расстоянии большем, чем, сами понимаете, до чего. А в четверг командование тыла провело учения, в ходе которых сирены выли по всему Большому Тель-Авиву.

Свидетельствует это о том, что весь поднятый тарарам – сплошное надувательство. Возможно, чтобы припугнуть и сдержать иранцев. Возможно, чтобы подтолкнуть американцев к крайним мерам. Возможно, всё было согласовано с американцами заранее. (Из Англии просочилось, что Королевский военно-морской флот проводит учения в поддержку американской атаки на Иран).

Старый израильский тактический прием: действовать так, будто мы сошли с ума. («Мой хозяин сошел с ума» – клич на рынках, когда торговец хочет нам внушить, что продает товар себе в убыток). Поэтому хватит нам прислушиваться к американским советам – мы будем бомбить, бомбить и бомбить.

Давайте на минуту взглянем на вещи серьезно.

Израиль на Иран НЕ НАПАДЕТ. И точка.

Могут подумать, что это рискованное предположение, и мне следовало бы добавить «возможно» или «с большой степенью вероятности»?

Но мне такая подстраховка не нужна. Повторяю совершенно категорически: Израиль на Иран НЕ НАПАДЕТ.

После суэцкой авантюры 1956 года, когда президент Дуайт Эйзенхауэр выступил с ультиматумом, остановившим военные действия, Израиль не предпринял ни одной значительной военной акции без предварительного согласия США.

США – единственная надежна опора Израиля в мире (за исключением, возможно, Фиджи, Микронезии, Маршалловых островов и Палау). Повредить этим отношениям всё равно, что перерезать спасательный трос. Чтобы пойти на это, легкого помешательства мало. Нужен безумный бред.

Кроме того, Израиль не может вести войну без неограниченной американской поддержки, потому что самолеты и бомбы получены нами от США. Во время войны нам потребуются поставки запасных частей и самого разнообразного оборудования. Во время Войны Судного Дня Генри Киссинджер открыл «воздушный канал», по которому шло наше круглосуточное снабжение. Но та война показалась бы веселой прогулкой в сравнении с предстоящей войной с Ираном.

ВЗГЛЯНЕМ на карту. Это, кстати, рекомендуется делать всегда перед началом любой войны.

Прежде всего, нам бросится в глаза узкий Ормузский пролив, через который проходит каждый третий баррель перевозимой морским путем нефти. Почти вся нефть, добытая в Саудовской Аравии, странах Персидского залива, Ираке и Иране проходит по этому узкому морскому проулку.

«Узкому» – мягко сказано. Максимальная ширина этого водного коридора около 35 километров, что примерно равно расстоянию от Газы до Беэр-Шевы, которое преодолевает примитивная ракета, пущенная исламским джихадом.

Едва первый израильский самолет вторгнется в иранское небо, этот пролив будет закрыт. Иранский флот располагает большим числом ракетных катеров, но они не понадобятся: хватит и ракет наземного базирования.

Мир и сейчас еле держится на ногах у края бездны. Обвал в крошечной Греции может увлечь за собой огромные глыбы мировой экономики. Сокращение на одну пятую поставок нефти в промышленно развитые страны приведет к катастрофе невообразимых масштабов.

Для того чтобы открыть этот пролив силой, необходимо будет провести крупномасштабную военную операцию (и при этом «ступить сапогами на землю»), которая превзойдет все американские провалы в Ираке и Афганистане. Могут ли США себе это позволить? А НАТО? Израиль же вообще не в этой лиге.

НО ИЗРАИЛЬ будет активно вовлечен в события, хотя бы тем, что на него повалятся шишки.

Продемонстрировав редкое единство, руководители всех израильских спецслужб, включая глав «Моссада» и «Шин-Бета», публично высказались против этой идеи. Мы можем лишь догадываться, почему.

Я сомневаюсь, что такая операция вообще возможна. Иран – большая страна, размером с Аляску, а ядерные объекты в ней рассредоточены и в большинстве случаев находятся под землей. Даже если Соединенные Штаты предоставят бомбы глубокого проникновения, такая операция сможет затормозить иранскую программу лишь на несколько месяцев. А плата за столь ничтожный результат окажется слишком высокой.

Кроме того, с самого начала войны на Израиль посыплются ракеты – не только иранские, но также от Хизбаллы и, возможно, ХАМАСа. Адекватной защиты от них у наших городов нет. Масштабы гибели людей и разрушений окажутся недопустимыми.

И вдруг все медиа заполнились рассказами о трех подлодках, которых будет пять, а то и шесть, если Германия проявит понимание и щедрость. Открыто говорится, что это даст нам возможность ядерного «второго удара», если Иран использует против нас свои (пока несуществующие) ядерные боеголовки. Но Иран может также использовать химическое или иное оружие массового поражения.

Но есть и политическая цена. В исламском мире хватает противоречий, а Иран не популярен во многих его частях. Израильское нападение на крупную мусульманскую страну мгновенно сплотит суннитов и шиитов от Египта и Турции до Пакистана и далее. Израиль может оказаться виллой в горящих джунглях.

РАЗГОВОРЫ о войне преследуют различные цели, в том числе и внутриполитические.

В прошлую субботу вновь оживилось протестное движение. После двухмесячной паузы масса народа собралась на тель-авивской площади Рабина. Это весьма примечательно, потому что на города вблизи Газы падали ракеты. До сих пор в таких ситуациях демонстрации отменяли: проблемы безопасности были превыше всего. Но не в этот раз.

Многие также думали, что ликование по случаю освобождения Шалита вытеснило в умах мысли о протесте. Не вытеснило.

Кстати, что-то неожиданное стряслось с нашими СМИ. Несколько месяцев они были на стороне протестующих, но вдруг отвернулись от них. Все, включая «Ха-Арец», разом воткнули ножи в спину движения. Как по приказу, все газеты на следующий день написали, что в митинге приняло участи более 20 000 человек. Я был там, и разбираюсь в таких вещах. На площади было не менее 100 000 человек, и почти все – молодежь. Меня стиснули так, что я едва мог пошевелиться.

Протесты не выдохлись, как утверждают СМИ. Далеко не выдохлись. Но есть ли лучшее средство, чтобы отлечь умы людей от вопросов социальной справедливости, чем разговоры об «угрозе самому существованию»?

Кроме того, для осуществления реформ, на которых настаивают протестующие, нужны деньги. Ввиду мирового финансового кризиса, правительство решительно возражает против увеличения государственного бюджета, из опасения повредить нашему кредитному рейтингу.

Откуда же взять деньги? Есть три возможных источника: поселения (но кто посмеет?), ортодоксы (то же!) и огромный военный бюджет.

Но на пороге самой страшной войны в нашей истории, кто посмел бы посягнуть на вооруженные силы? Каждый шекель нужен, чтобы у нас было еще больше самолетов, бомб и подлодок. А школам и больницам, увы, придется подождать.

Да благословит Всевышний Махмуда Ахмадинеджада. Что бы мы без него делали?