Статьи Ури Авнери 

ВСАДНИК И КОНЬ


СЛОЖИЛАСЬ бредовая ситуация: наше правительство легкомысленно и на всех парах несется к столкновению с единственным остающимся у него во всём мире союзником.
````

«ПОЛ ТОГО И ПОЛ ДРУГОГО», – ответил покойный премьер Леви Эшколь, когда его спросили, подать ли ему чай или кофе.

Так подшучивали над его нерешительностью накануне Шестидневной войны. (Впрочем, рассекреченные и опубликованные на этой неделе документы рисуют Эшколя в совсем ином свете).

Американское общество напоминает сейчас героя этого анекдота. Оно высадило в Вашингтоне целый десант «Чаёвников», но Белый дом остается по-прежнему во власти любителей кофе.

Израильское руководство не знает, как ему отнестись к таким результатам выборов: хорошо это или плохо для евреев?

ОДНАКО, победителем на них оказался не кто иной, как Биньямин Нетаньяху.

Он проводит ту же политику, что и его политический наставник, Ицхак Шамир. А тот усвоил анекдот о еврее, которому польский шляхтич велел за год выучить его коня писать и читать, а не то вырежут всё местечко. «Не горюй, – утешал еврей свою жену.– Год – время долгое: то ли конь помрёт, то ли всадник».

Игра Шамира состояла в том, чтобы откладывать в долгий ящик всё, что можно отложить, сдерживать любую попытку мирного урегулирования и тянуть время.

Когда на Израиль нажимали посильнее, ему приходилось выкручиваться, артачиться и хитрить. В конце концов, то ли всадник, то ли конь помрут, а бог даст – то и оба. Ситуация когда-нибудь изменится, давить станут полегче, а те, кто давит, сами куда-то сгинут. Где-то разразится кризис, который отвлечет умы. Мы выгадаем еще год-другой, а там – видно будет.

Нетаньяху придерживается такой же тактики. Он тормозит любое продвижение к миру, потому что мир означает эвакуацию поселений и образование палестинского государства.

Два года он успешно парирует все попытки Обамы вовлечь его в подлинный мирный процесс. И всякий раз ему удавалось выкрутиться на повороте. Сейчас Обама потерпел чувствительное поражение у себя дома, и открылась новая глава.

Всадник не умер, жив и его конь. Как же Обама отнесется к Нетаньяху сейчас?

В Иерусалиме дают на этот вопрос два противоречивых ответа.

На первый взгляд, никакой опасности Обама больше не представляет. Конь не убит, но сильно охромел.

Будущее Обамы под большим вопросом. Для него вполне реальна опасность пробыть президентом лишь один срок. Теперь ему придется уделять всё свое время и энергию борьбе за переизбрание. В такой ситуации он не может позволить себе бросить вызов АЙПАКу и рисковать потерей еврейских голосов – и денег.

Согласно этому прогнозу, сейчас, когда Палата представителей оказалась в руках его оппонентов, ему придется вести себя очень осторожно. Во внутриамериканских делах, которые и решают исход выборов, он не сможет ничего добиться без компромисса с окрепшими республиканцами. А заправляют ими политики, угодливо прислуживающие Израилю.

Короче говоря, опасаться Обамы больше не нужно. Он может делать какие-то жесты в сторону палестинцев и даже играть мускулами, но если Нетаньяху и АЙПАК подвергнут его серьезной проверке, он сморгнет первым.

Таким образом, Нетаньяху получает еще два спокойных года. Всё застынет, кроме строительства в поселениях, которые будут расти. А через два года в Белый дом войдет новый президент. Будет новый всадник и новый конь.

ДРУГОЙ прогноз для Нетаньяху куда менее утешителен.

Несомненно, Обама сейчас полон гнева, и этот гнев может перерасти в подлинное отвращение. В последние дни перед выборами Нетаньяху отказал Обаме даже в крошечной победе, о которой тот просил и умолял: заморозить строительство в поселениях всего лишь еще на два месяца. Просто, чтобы провести грандиозный спектакль возобновления мирного процесса. Нетаньяху высокомерно отверг эту просьбу, хотя к ней прилагалась громадная политическая взятка.

Отрицательных эмоций Обама не проявляет. Он всё так же улыбается Нетаньяху, иногда похлопывая его по плечу. Но враг в Белом доме опасен, а раненый враг опасен вдвойне. Американский президент, даже раненый, остается самым влиятельным лицом во всём мире.

Верно, что предстоящие президентские выборы отбрасывают на Вашингтон длинную тень, но до начала серьезных предвыборных баталий еще целый год, открывающий возможность для решительной американской мирной инициативы. Президент может продемонстрировать своим избирателям впечатляющее достижение на международной арене, а исторический договор о мире между Израилем и палестинцами, конечно, явится таким достижением.

Но даже если этого не случится, ноябрь 2012 года чреват для Нетаньяху еще большей опасностью: Обаму могут переизбрать. Некоторые его предшественники – Рональд Рейган и Билл Клинтон – потерпев серьезную неудачу на промежуточных выборах своего первого срока, одержали внушительную победу на президентских.

Если Обаму переизберут на второй срок, он может стать действительно грозным противником. Поскольку переизбираться в третий раз американский закон ему не позволяет, отпадет необходимость обращать внимания на нажим со стороны израильского лобби. Его будут занимать мысли о своем месте в истории, а заключение мира между Израилем и Палестиной станет, несомненно, его историческим достижением.

Кроме того, «Чаёвники» могут исчезнуть так же быстро, как появились. Такое случается в Соединенных Штатах раз в несколько десятилетий: по стране, подобно цунами, прокатывается волна безумия, а затем окатывается обратно, будто ее и не было. Вспомните о Джо Маккарти. Но если волна задержится до 2012 года, и Обаме будет противостоять кто-то вроде Сары Палин, ничего лучшего для него и вообразить нельзя.

Что касается Конгресса, то в отношении Израиля всё остается перемен. Сенаторы и конгрессмены пляшут под дудку израильского лобби, и в этом смысле никакой разницы между республиканцами и демократами нет. Ситуация, как недавно похвастал один из лидеров лобби, «внепартийная».

В общем, по этому прогнозу, столкновение между Обамой и Нетаньяху неизбежно. Противостояние достигнет апогея через два, максимум – три года. Ни всадник, ни конь не умрут: вопрос лишь в том, выживут ли евреи.

ЭТА ЛИЧНАЯ схватка заслоняет собой другую – куда боде глубокую и принципиальную.

Сейчас много болтают о партнерстве двух стран, об одинаковой судьбе пионеров, борющихся с туземцами, о завоевании новой родины, о нации иммигрантов. Об «общих ценностях».

Это напоминает мне разглагольствования Шимона Переса в 1950 году об «общих ценностях», соединивших неразрывными узами Францию с Израилем. «Общие ценности» испарились в один миг, когда Франция заключили мир с алжирскими повстанцами, а ее позиция изменилась в одночасье. Как сказал Шарль де Голль: «У Франции нет друзей, у Франции есть лишь интересы».

У Соединенных Штатов Америки тоже есть свои интересы, а их дружеское отношение – тоже дело временное. И в Государственном департаменте, и в Пентагоне эксперты сознают, что политика, проводимая в настоящее время Израилем, противоречит национальным интересам Америки. Это понимание нашло отражение в растущем числе книг бывших высоких государственных деятелей и профессуры, а также в речах высокопоставленных военных. Такие же ноты недавно прозвучали в высшей степени необычной передовице «Нью-Йорк таймс», после того как ее редакторы посетили Израиль.

США ведут две дорогостоящие войны с мусульманскими странами – в Ираке и в Афганистане – и находятся в состоянии жесткого конфликта с третьей мусульманской страной – Ираном. Н всём «Большом Ближнем Востоке» число их союзников сокращается, а число оппонентов – растет.

Эти оппоненты весьма разномастны. Религиозный шиитский Иран; светская суннитская республика Турция (с умеренной религиозной партией у власти); суннитская Сирия, управляемая небольшой сектой алавитов, мусульманство которых у суннитов и шиитов вызывает подозрение. Хезболла – фанатически шиитская организация, а ХАМАС – фанатически суннитская. Между ними мало общего, кроме нежелания мириться со сложившимся в регионе положением.

Почти все эксперты согласны с тем, что безраздельная поддержка, которую США оказывают Израилю – главная причина антиамериканской волны приверженцев ислама. Многие эксперты предпочитают не говорить об этом открыто, потому что израильское лобби проникло во все поры американского политического истэблишмента. Но и самое мощное лобби не сможет вечно противостоять неумолимой логике национальных интересов.

СЛОЖИЛАСЬ бредовая ситуация: наше правительство легкомысленно и на всех парах несется к столкновению с единственным остающимся у него во всём мире союзником. И никакой реалистической альтернативы на горизонте.

Этот факт зловещ сам по себе, потому что Американская Империя медленно, но неизменно теряет позиции во всех областях – экономической, политической, военной и культурной. Это длительный процесс, который может затянуться на многие годы, но Израиль должен приспособиться к возникновению новых центров могущества. Правительство Нетаньяху делает прямо противоположное: оно бросает вызов всему миру, приводя ко всё большей изоляции Израиля.

В отличие от истории о еврее и шляхтиче с его конем – здесь не до шуток.