Статьи Ури Авнери 

ПОЙДУТ ЛИ ДВОЕ ВМЕСТЕ?


Я не утверждаю, что Махмуд Ахмадинеджад – агент Моссада.

Ни в коем случае: я не хочу, чтобы меня привлекли за клевету.

Хочу только сказать, что если бы он был агентом Моссада, то вел бы он себя точно также.

И еще: если бы Ахмадинеджада не было, Моссад должен был бы его выдумать.

В любом случае, он оказал властям Израиля неоценимую помощь.

ЗАЙМЕМСЯ СКАНДАЛОМ прошлой недели.

Несколько лет назад в южноафриканском Дурбане созвали конференцию по расизму. Вполне естественно, что такой форум должен был осудить, в числе прочих, и власти Израиля за их политику в отношении палестинцев: оккупацию, строительство поселений и разделительного забора.

Но конференция этим не удовлетворилась: она превратилась в платформу яростных нападок на государство Израиль, и только на него. Ни одна другая страна в мире не поверглась такой критике за нарушение прав человека, а в ряду обличителей оказались самые отвратительные тираны.

Когда шла подготовка ко второй «Дурбанской конференции», на этот раз в Женеве, правительство Израиля делало все возможное, чтобы убедить, по крайней мере, страны Северной Америки и Европы бойкотировать ее. Это оказалось непросто. Задолго до начала конференции США удалось исключить упоминание Израиля из проекта окончательного документа (оставив только ссылку на резолюцию первой конференции). В конце концов, США решили все равно ее бойкотировать, а европейские страны согласились принять в ней участие.

Правительство Израиля было полно недобрых предчувствий. Зверства в Газе обратили общественное мнение многих стран против Израиля, и конференция могла дать выход этим эмоциям. Лучшие умы Иерусалима изыскивали способы этого не допустить.

Но тут появился Ахмадинеджад. Поскольку он был единственным главой государства, почтившим конференцию своим присутствием, организаторы обязаны были дать ему слово первым. И он произнес вызывающую речь – его критика Израиля источала ненависть, и это стало желанным предлогом для представителей Европы, чтобы встать и выйти, проведя, таким образом, внушительную произраильскую демонстрацию. Конференция стала посмешищем.

Если бы организаторами этой конференции были «Сионские мудрецы», то лучшего ее окончания с точки зрения израильской власти нельзя и представить.

ВСЕ ЭТО случилось в День памяти Холокоста, когда евреи в Израиле и во всем мире чтят память миллионов жертв этого геноцида.

Память о Холокосте объединяет евреев во всем мире. Каждый еврей знает, что если бы нацисты добрались до него, то и он не избежал бы лагеря смерти. Мы, жившие в то время в Палестине, знаем, что если бы немецкому генералу Эрвину Роммелю удалось прорвать линии англичан у Эль-Аламейна, мы разделили бы судьбу узников Варшавского гетто.

Все евреи считают своим моральным долгом не дать памяти о жертвах угаснуть. Это глубокое чувство дополняют и политические соображения: память о Холокосте побуждает многих евреев в разных странах поддерживать Израиль, определивший себя как «Государство Переживших Катастрофу».

Но проходит время, память слабеет, и появляется нужда в новом враге из крови и плоти, во «втором Гитлере», который пробудил бы все затаенные страхи еврейской души. Когда-то им был «египетский тиран» Гамаль Абдель Насер. Потом на эту роль призвали Ясира Арафата, сегодня – это ХАМАС, но одного ХАМАСа мало: вряд ли кто-то поверит, что ХАМАС способен уничтожить Израиль.

А вот Ахмадинеджад – идеальная кандидатура. Он последовательный отрицатель Холокоста. Он заявляет, что «Сионистское образование» должно исчезнуть с карты. Он работает над созданием ядерной бомбы. А это уже серьезно: несколько ядерных бомб, сброшенных на главные города Израиля, действительно могут стереть его с лица земли.

Так вот он «второй Гитлер», замышляющий «второй Холокост»! Против него могут объединиться все евреи земли. Чтобы бы мы без него делали?

МНИМОЙ иранской ядерной бомбе назначена еще одна роль: она должна стать ширмой, чтобы скрыть палестинскую проблему.

В следующем месяце Нетаньяху посетит Белый дом, и эта встреча может иметь решающее значение. Президент Обама может потребовать от него четкого обязательства дать ход мирному процессу, который приведет к созданию палестинского государства. Нетаньяху приложит отчаянные усилия, чтобы не допустить этого, потому что мир означает эвакуацию поселений. И если он на это согласится – коалиция развалится.

Что же делать? Благодарить Господа за иранскую бомбу! Ведь она представляет угрозу самому существованию Израиля. Само собой, премьер министр Израиля не станет размениваться на такие мелочи, как мир с палестинцами, когда над его головой занесен иранский меч!

К этой уловке прибегали и раньше. Когда кто-нибудь затрагивал тему израильско-палестинского конфликта и требовал от правительства Израиля приступить к реальным переговорам, заморозить строительство поселений, демонтировать форпосты, отпустить заключенных, прекратить блокаду полосы Газы и снять блокпосты – тут же, как бог из машины, появлялась иранская бомба. И не оставалось ни минуты, чтобы подумать о чем-то другом. Бомба затмевала все прочее. Бомба становилась всем!

В этом заключена немалая доля иронии. Иран никогда не интересовали бедствия палестинцев, и Ахмадинеджада они заботят ничуть не больше, чем его предшественников. Как и другие страны Ближнего Востока, он использует ситуацию палестинцев для продвижения собственных интересов. Сейчас он строит планы проникновения в суннитский мир, чтобы превратить Иран региональную сверхдержаву. С этой целью он и поднял знамя палестинского сопротивления. Но пока что ему удалось лишь подтолкнуть арабские страны с суннитскими режимами в объятия Израиля.

САМЫЕ горячие сторонники Ахмадинеджада засели в Министерстве обороны Израиля. Что бы они делали без него?

Схватка за оборонный бюджет разыгрывается каждый год. Взаимные нападки, подогреваемые экономическим кризисом, станут в этом году еще более яростными. Маленький Израиль содержит одну из самых крупных и дорогостоящих военных машин в мире. По доле военного бюджета в валовом национальном продукте мы намного превзошли США, не говоря уже о странах Европы.

Нужно ли спрашивать, почему? Ведь Израиль окружен врагами, которые только и думают, как бы нас уничтожить! Верно, конечно, что Египет стал преданным партнером Израиля, что Ирак пока что вышел из игры, Сирия давно перестала представлять собой угрозу, Иордания ведет себя тихо и скромно, а Палестинская администрация пляшет под израильскую дудку. Трудно оправдать огромный военный бюджет необходимостью противостоять такой мелочи, как Хизбалла и ХАМАС.

Но, слава богу, есть еще Иран, а у него страшная бомба. Вот она, положа руку на сердце, угроза существованию! Наши ВВС заявляют, что готовы в любой день – нет, в любую минуту – подняться в воздух и разбомбить иранские ядерные установки, сколько бы их там ни было.

А для этого им нужны деньги, много денег. Им нужны самые совершенные самолеты в мире, которые стоят миллионы, много миллионов. Им нужно оборудование, которое позволит достичь цели и выполнить задачу. А это куда важнее образования, здравоохранения и социального обеспечения, потому что иранская бомба накроет нас всех, включая детей больных и обездоленных. (Богатеям, надо думать, удастся вовремя смыться).

Бюджет одобрят, но самолеты на Иран не полетят. Не ясно, возможна ли вообще такая атака, и, тем более, сумеет ли она существенно задержать создание бомбы. Но абсолютно ясно, что с политической точки зрения она совершенно исключена: она не может быть совершена без прямого одобрения со стороны США, и нет ни малейшего шанса на то, что США ее одобрят: ведь такая почти автоматически приведет к закрытию Ормузского пролива, через который вывозится нефть из Залива. Это стало бы катастрофой, особенно в период экономического кризиса, когда резкое повышение цен на нефть окончательно подорвет ослабевшие экономики. Нет, нашим доблестным пилотам останется удовольствоваться бомбежками соседней полосы Газы.

МОЖНО ВОЗРАЗИТЬ: если Ахмадинеджад ведет себя как агент Моссада, то не ведет ли себя Либерман как агент иранской разведки?

Избави бог, я этого не утверждаю. Я не хочу, чтобы меня привлекли за клевету.

Но поведение Либермана выглядит – как бы это сказать помягче – несколько странным.

Да, пару дней он казался победителем. Уже после того, как он послал Хосни Мубарака ко всем чертям, израильские СМИ сообщили, что самый важный египетский министр встретился с ним, пожал ему руку и пригласил в Египет, возможно, чтобы провести с ним экскурсию по Асуанской плотине, которую Либерман ранее избрал целью бомбардировки. Но на следующий день разгневанный Мубарак заявил, что все это враки, и что ноги Либермана в Египте не будет.

Тем временем серьезная российская газета напечатала интервью с Либерманом, в котором он сказал, что «США примут любое наше решение», имя в виду, что мы правим Америкой, и Обама будет делать то, что ему сказано.

Такие разглагольствования, конечно, не повысят популярности Израиля в Белом доме. Особенно сейчас, после того, как, по сообщениям, израильское лобби, ЭЙПАК, просило женщину-конгрессмена вступиться за двух американских евреев, обвиненных в шпионаже в пользу Израиля, пообещав ей за это продвинуть ее на пост председателя важного комитета. Каким образом? Самым простым: ЭЙПАК намекнет лидеру большинства в Палате представителей, что если она не согласится, еврейский миллиардер перестанет вносить взносы в ее избирательный фонд. Такое разоблачение пришлось кое-кому не по вкусу.

Короче говоря, иранский Ахмадинеджад и израильский Либерман – сиамские близнецы: одному без другого не обойтись. Либерман восседает на иранской бомбе, а Ахмадинеджад – на израильских угрозах.

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – вопрошал пророк Амос (3:3). Еще как пойдут! Эти двое шагают рука об руку, не сговорившись ни в чем.